Скачать текст произведения

Из журнала "Вестник Европы"


Из журнала «Вестник Европы»

<...> Известный Скриччи1 в минувшем апреле, пред многочисленным собранием лучшей публики парижской, вторично представил опыт чудесного своего искусства. Сперва задан был ему предмет для трагедии, именно Александр Медичис2; он, однако же, отменен, как немногим известный. После того потребовано, чтобы импровизатор взял содержанием для себя смерть Кассандры, событие, которым в древние времена уже пользовался Эсхил и которое недавно г. Лемерсье обработывал в своей трагедии с хорошим успехом3. Как скоро предмет решительно был назначен, в ту минуту Скриччи изложил сущность и порядок трагедии; наименовал главные действующие лица — Кассандру, Клитемнестру, Эгиста и хор юных троянок; назначиб место действия в Аргосе, близ колоннады, откуда видны море, город и где воздвигнуты статуи Юпитера и Юноны; объявил, что должно происходить в первых актах, и, наконец, спросил, с каких действующих лиц приказано будет начать трагедию. Один из присутствующих назвал Кассандру. И в ту же минуту Кассандра, устами г-на Скриччи, стала говорить к хору юных троянок. <...>

Между тем лондонскую публику забавляет другой итальянский же стихотворец, по имени Пеструччи, и так же владеющий силою вдохновления во всякое время, когда ни захочет. Этот, однако ж, читает не трагедии, а коротенькие поэмы другого рода. В минувшем мае он показывал удивительные опыты своего талантаУ сочиняя, декламировал стихи на следующие материи, которые были ему задаваемы в то же время: золото, или богатство, — приговор Брутов4, — величие Бога, — сила природы, — похвала Флоренции, — смерть Эпаминонда5, — Саул6, — сила женской красоты, или женские очи, наконец, подвиги Мазанелла7. При всем разнообразии предметов г. Пеструччи нимало не затруднялся, не останавливался в произношении, и плавные стихи его доставляли слушателям великое удовольствие. (Любопытно знать, каким образом пресловутыб италиянцы управились бы с нашими задачами, например, следующими: былое на чужбине, — к домовому дедушке, — к ней, — к милой, — в альбом малютки, — давным-давно, — по Сеньке шапка, — к листочку фиалки, — мое ах, — на день рождения плачущей Нины, — к пенатам, — посланиЃ к кандидату знаменитости, — тоскующий мотылек и проч.8) <...>

Примечания

  • ИЗ ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК ЕВРОПЫ»

  • ВЕ. 1824. Ч.135. № 10 (выход в свет около (не позднее) 14 июня — МВед. 1824. № 48, 14 июня). С. 156—158. Из раздела «Краткие выписки, известия и замечания». Без подписи.

    Выпад проти⬫новой школы», содержащийся в конце настоящей заметки (где фигурируют, в частности, названия пушкинских стихотворений «Домовой» и «В альбом малютке» — см. примеч. 8 к наст. статье), вызвал позднейший отклик Пушкина. В тетради В. Ф. Щербакова (1810—1878) — библиофила, одного из знакомых М. П. — Погодина (к утраченным записям которого, возможно, восходит часть записей Щербакова) — сохранилось следующее свидетельство: «Каченовский, извещая в своем журнале об итальянском импровизаторе Скриччи, сказал, что он ничего б не мог сочинить на темы, как: "К ней", "Демон" и пр.

    — Это правда, — сказал Пушкин, — все равно, если б мне дали тему "Михаила Трофимович", — что из этого я мог бы сделать? Но дайте сию же мысль Крылову — он тут же бы написал басню — "Свинья"» (П. в восп. совр. (1985). Т. 2. С. 46; названия пушкинских стихотворений перепутаны). Запись Щербакова не датирована; тетрадь относится ко времени до 1831 г. Скорее всего, записанный разговор состоялся во время пребывания Пушкина в Москве в сентябре 1826 — мае 1827 г.

  • 1 Скриччи (Згриччи), Томмазо (1788—1836) — итальянский поэт-импровизатор. К теме поэтической импровизации Пушкин испывал большой интерес, отразившийся позднее в «Египетских ночах». О Скриччи он, по предположению Л. А. Степанова, мог впервые узнать из того же «Вестника Европы», где в 1817 г. уже было помещено сообщение о «публичном испытании» Скриччи (ВЕ. 1817. № 7. С. 235 237; текст приведен также в статье Л. А. Степанова «Об источниках образа импровизатора в "Египетских ночах"» — ПИМ. Т. X. С. 170—171). Позже возможными источниками сведений о Скриччи были для Пушкина примечания Байрона — Дж. Хобхауза к IV песни «Паломничества Чайльд-Гарольда», устное сообщение Д. Ф. Фикельмон, примечания Н. И. Надеждина к очерку «Итальянские импровизаторы» (Телескоп. 1834. Ч. 24. № 50. С. 411) — см. подробно в указанной статье Л. А. Степанова Скриччи (Згриччи), Томмазо (1788—1836) — итальянский поэт-импровизатор. К теме поэтической импровизации Пушкин испывал большой интерес, отразившийся позднее в «Египетских ночах». О Скриччи он, по предположению Л. А. Степанова, мог впервые узнать из того же «Вестника Европы», где в 1817 г. уже было помещено сообщение о «публичном испытании» Скриччи (ВЕ. 1817. № 7. С. 235 237; текст приведен также в статье Л. А. Степанова «Об источниках образа импровизатора в "Египетских ночах"» — ПИМ. Т. X. С. 170—171). Позже возможными источниками сведений о Скриччи были для Пушкина примечания Байрона — Дж. Хобхауза к IV песни «Паломничества Чайльд-Гарольда», устное сообщение Д. Ф. Фикельмон, примечания Н. И. Надеждина к очерку «Итальянские импровизаторы» (Телескоп. 1834. Ч. 24. № 50. С. 411) — см. подробно в указанной статье Л. А. Степанова

    (ПИМ. Т. X. С. 170—172). Кроме того, внимание Пушкина привлекает посвященная импровизаторам статья А. Г. Глаголева «Итальянцы. (Отрывок из Путешествия по Италии)» (MB. 1827. № 12. С. 326—327), текстуальные совпадения с которой обнаруживаются в «Египетских ночах» (см.: Вацуро В. Э. Пушкин и общественно-литературное движение в период последекабрьской реакции: Ситуация 1825—1837 гг. // Пушкин: Итоги и проблемы изучения. М.; Л., 1966. С. 216).

  • 2 Александр Медичис (Алессандро Медичи; Medici, 1511—1537) — правитель Флоренции с 1530 г. (с 1532 г. — герцог); был убит заговорщиками.

  • 3 Кассандра — дочь Приама, после разрушения греками Трои досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним в Аргосе от руки его жены Клитемнестры, увидевшей в Кассандре свою соперницу. Упоминаемый ниже Эгист — возлюбленный Клитемнестры. История Кассандры была использована Эсхилом в трагедии «Агамемнон» (458 г. до н. э.). Трагедия французского поэта Луи Жана Лемерсье (Lemercier, 1771—1840) «Агамемнон» была впервые поставлена в 1797 г. и впоследствии продолжала пользоваться успехом.

  • 4 Марк Юний Брут (85—42 гг. до н. э.) — римский политический деятель; вместе с Кассием возглавил заговор против Юлия Цезаря. После убийства Цезаря встал во главе республиканцев в борьбе с триумвиратом Октавиана, Антония и Лепида; после поражения при Филиппах осенью 42 г. до н. э. покончил с собой. Вероятно, имеется в виду эпизод войны республиканцев с триумвиратом, когда Брут приказал казнить взятого в плен Гая Антония, брата триумвира Марка Антония.

  • 5 Фиванский полководец Эпаминонд (418—362 г. до н. э.) погиб в битве со спартанцами при Мантинее (362 г. до н. э.).

  • 6 История Саула, первого царя израильско-иудейского государства, излагается в Библии (1-я и 2-я Книги царств).

  • 7 Мазанелло (Мазаньелло; Masaniello, сокращенное от Томмазо Аньелло, Tommaso Aniello, 1620—1647) — итальянский национальный герой. В 1647 г. рыбак Мазаньелло поднял народное восстание против испанского господства‡ вскоре пал жертвой организованного убийства.

  • 8 Большая часть представленных в списке «тем» заимствована из «Полярной звезды на 1824 год». В альманахе были, в частности, напечатаны стихотворения «Домовой» Пушкина, «К ней» В. И. Туманского, «К милой» А. Г. Родзянки, «В альбом малютке» Пушкина (позднее печаталось под названием «Аделе»), «Давным-давно» П. А. Вяземского, «К плачущей Юлии» В. Н. Олина и «13 августа» В. И. Туманского (темы двух последних стихотворений объединяются в «Вестнике Европы» под названием «На день рождения плачущей Нины»). Возможно, тема «По Сеньке шапка» пародирует названия напечатанных в том же альманахе стихотворений Вяземского «В шляпе дело» и «Воли не давай рукам» (ср. его же «Всякий на свой покрой» в «Полярной звезде на 1823 год»). Темы «Мое ах!», «К листочку фиалки», «Тоскующий мотылек» — очевидно, пародии на слезливо-сентиментальную поэзию. Тема «К пенатам», вероятно, подразумевает одну из традиционных форм послания, ведущую на русской почве происхождение от «Моих пенатов» К. Н. Батюшкова (1811). Тема «Послание к кандидату знаменитости» связана с обычными для «Вестника Европы» нападками на взаимные восхваления, будто бы практикующиеся в среде поэтов «новой школы»; ср. замечание в «Отрывке из Кодекса знаменитости» М. А. Дмитриева: «Титло знаменитого налагается таким порядком: один из друзей претендента должен написать к нему послание; кандидат знаменитости на оное отвечает; потом отдают обе пиесы в приятельский журнал, где ставится под ответом примечание в пользу сочинителя» (ВЕ. 1824. № 9. С. 59). Тема «Былое на чужбине» пародирует мотивы элегической поэзии Жуковского.