Хотите купить дипломы недорого? Переходите по адресу i-diploma.com 
Скачать текст произведения

Вяземский. Письмо в Париж - <Отрывок>


П. А. ВЯЗЕМСКИЙ

Письмо в Париж

<Отрывок>

<...> Мелкие стихотворения и новая поэма Пушкина, «Цыгане», готовятся к печати1. Слышно, что юный атлет наш испытывает свои силы на новом поприще и пишет трагедию «Борис Годунов». По всему должно надеяться, что он подарит нас образцовым опытом первой трагедии народной и вырвет ее из колеи, проведенной у нас Сумароковым не с легкой, а разве с тяжелой руки. Благоговея пред поэтическим гением Расина, сожалею, что он завещал почти всем русским последователям не тайну стихов своих, а одну обрезанную, накрахмаленную и по законам тогдашнего общества сшитую мантию своей парижской Мельпомены. Как жаль, что Озеров, при поэтическом своем даровании, не дерзнул переродить трагедию нашу! Тем более опыт Пушкина любопытен и важен2. Между тем поэтический роман «Евгений Онегин» подвигается. Жаль, что две или три следующие главы, которые, как слышно, уже готовы, до сей поры остаются в рукописи. Нашим типографиям нужна утешительная система Азаиса3. <...>

Примечания

  • П. А. ВЯЗЕМСКИЙ
    Письмо в Париж
    <Отрывок>

  • МТ. 1825. Ч. 6. № 22 (выход в свет 10 дек.). С. 175—184; приводимый отрывок — с. 181—182. Подпись: А. М. С незначительными стилистическими изменениями вошло в Полн. собр. соч. П. А. Вяземского. (СПб., 1878. Т. 1. С. 203).

  • 1н«Стихотворения Александра Пушкина» (СПб., 1826) вышли 30 декабря 1825 г. «Московский телеграф» сообщил о выходе книги и обещал подробный разбор «этого драгоценного собрания поэтических произведений» (МТ. 1826. Ч. 7. № 1. С. 102—103), но такой разбор на страницах журнала не появился. Отдельное издание поэмы «Цыганы» вышло лишь в 1827 г. в Москве. Ранее в «Прибавлении» к № 11 «Московского телеграфа» на 1825 г. (с. 182—183) была напечатана заметка: «"Цыгане", новая поэма А. С. Пушкина, печатается в Петербурге. Кроме того, будут изданы вновь прежние его поэмы и, как сказывают, собрание небольших его стихотворений, с присовокуплением многих новых — и отличных по достоинству, можем прибавить, ибо мы слышали их несколько, здесь в Москве, от приезжих из Петербурга, которые на память прочитывали нам множество новых стихов Пушкина». Источник слухов о печатании «Цыган» и переиздании прежних поэм — неосуществленные издательские планы поэта, обсуждавшиеся им в переписке (см., например: XIII, 160, 189, 202, 217).

  • 2 Пушкин окончил трагедиюН«Борис Годунов» 7 ноября 1825 г., о чем тогда же сообщил Вяземскому (XIII, 239). Ранее он писал Вяземскому и Жуковскому о ходе своей работы над трагедией (XIII, 188, 211, 226—227). Свои взгляды на развитие русского драматического искусства Вяземский подробно изложил в статье 1817 г. «О жизни и сочинениях В. А. Озерова». В ней он называл Озерова поэтом романтическим и преобразователем русской трагедии. Столь же высокая оценка, данная Озерову в статье Вяземского о «Кавказском пленнике», вызвала возражения Пушкина (в письме от 6 февр. 1823 г. — XIII, 57). Пушкин решительно отказывался признать Озерова романтическим поэтом. Об этих разногласиях с Пушкиным Вяземский пишет в позднейшей «Приписке» 1876 г. к статье «О жизни и сочинениях Озерова» (см.: Вяземский П. А. Соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 39—41 и комментарий М’ И. Гиллельсона на с. 312—313). В начале 1820-х гг. развернулась полемика по поводу определения Озерова как романтического трагика (см. там же, с. 309—310). Отношение Вяземского к творчеству Озерова менялось со временем, и в публикуемом отрывке обращает на себя внимание уже более сдержанная оценка его роли в развитии русского театра.

  • 3 К этому времени были уже закончены II и III главы «Онегина», изданные соответственно в 1826 и 1827 гг. Пушкин работал над четвертой. II главу Пушкин послал Вяземскому с Дельвигом в апреле 1825 г. (XIII, 165, 180). С отрывками III главы Вяземский был знаком еще в 1824 г. (XIII, 117, 125). Система Азаиса (французского религиозного философа; 1766—1845) основана на так называемой философии компенсации (La philosophie des compensations), согласно которой добро и зло в мире и в человеческой судьбе находятся в постоянном равновесии и взаимокомпенсации. Развита в «Des Compensations dans les destinées humaines» (1809) и других философских трудах Азаиса.