Скачать текст произведения

Бонди С.М. - Драматургия Пушкина.


ДРАМАТУРГИЯ ПУШКИНА

1

Драматургия занимает особое положение в литературе. Произведения этого жанра всегда живут двойной жизнью. С одной стороны, они принадлежат литературе. Драмы античных трагиков, Корнеля, Расина, ШекспираЂ Шиллера и т. п. представляют собою величайшие образцы поэтического искусства, и в то же время они являются одним из элементов совершенно иного искусства — искусства театра. Об этой второй стороне драматического произведения очень часто забывают. В частности, совсем почти не разработана в науке драматургия Пушкина как театральный жанр.

Больше того, до сих пор еще не изжито мнение, что пьесы Пушкина написаны не для театра, мало пригодны для сцены. Это мнение высказывалось еще современной Пушкину критикой. Надеждин прямо утверждал, чтђ поэт писал своего «Бориса Годунова» для чтения, а не для театра: «Шекспировы хроники писаны были для театра и посему более или менее подчинены условиям сценики. Но «Годунов» совершенно чужд подобных претензий. Диалогическая форма составляет только раму... Это ряд исторических сцен... эпизод истории в лицах...»1 Катенин также заявлял оЉ«Борисе Годунове»: «На театр он не идет». Белинский начал свой разбор «Бориса Годунова» словами: «Прежде всего скажем, что «Борис Годунов»... совсем не драма, а разве эпическая поэма в разговорной форме...»2

Это мнение о нетеатральностн, несценичности пушкинских пьес, ошибочность которого будет разъяснена ниже, сделалось традиционным как в науке, так и среди театральных деятелей и среди читателей. Только ђ тридцатые годы XX века, и то чисто декларативно, без приведения серьезных аргументов, стали говорить о пушкинской драматургии как о театре3.

Все же нет сомнения, что Пушкиным созданы драматические произведения особого рода, чем-то не похожие на обычные театральные пьесы и требующие какого-то необычного подхода к ним со стороны актеров. Этим, видимо, и объясняется то обстоятельство, что пушкинские пьесы до сих пор по-настоящему не освоены русским театром.

Удивительным образом пушкинские драмы живут на русской сцене и получают подлинно художественное воплощение только в виде опер («Русалка» Даргомыжского, «Борис Годунов» Мусоргского), где пушкинский текст претерпел сильнейшие изменения и искажения.

Без понимания театральной стороны пушкинской драматургии нельзя как следует понять ни места этого раздела во всем творчестве Пушкина, ни судьбы его в дальнейшей русской литературе и театре.

Вот почему мне кажется необходимым остановиться здесь сначала на вопросе о пушкинской драматургии самой по себе, попытаться разобраться в пушкинской драматургической системе, установить место драматургии во всем творчестве Пушкина и его развитии и, наконец, наметить эволюцию его драматургии.

Если считать, что влияние Пушкина на русскую литературу не есть факт только исторический, что это влияние продолжается и сейчас, что творчество Пушкина оплодотворяет и еще будет оплодотворять нашу литературу, то такое исследование не использованного театром пушкинского наследства приобретает существенное значение. Научное исследование становится активным, приобретает практический характер. Анализ, разъяснение оставшихся в тени, не понятых современниками и потомством, но плодотворных и ценных сторон творчества Пушкина может непосредственно или далеким, опосредствованным путем оказать влияние на нашу литературную, художественную жизнь.

В этой статье я, конечно, не претендую сколько-нибудь полно и детально исследовать указанные проблемы. С другой стороны, в целом ряде частных работ отдельные моменты этой темы уже рассматривались, и потому мне в иных случаях придется повторить уже известное.