—качать текст произведени€

»змайлов Ќ.¬. - Ћирические циклы в поэзии ѕушкина конца 20Ч30-х годов.


Ћ»–»„≈— »≈ ÷» Ћџ ¬ ѕќЁ«»» ѕ”Ў »Ќј
 ќЌ÷ј 20Ч30-х √ќƒќ¬

1

—реди многих нерешенных или недостаточно изученных вопросов, св€занных с лирической и лирико-эпической поэзией ѕушкина (с тем разделом его творчества, который обозначалс€ и теперь иногда обозначаетс€ нЬ очень точным термином «мелкие стихотворени€»), значительное и важное место занимают вопросы о тех общих идейно-тематических и художественных лини€х, по которым развивалось лирическое (в широком смысле) творчество поэта в последний период его жизни, обнимающий конец 20-х и 30-е годы. ѕериод этот можно Ч с известной долей условности Ч начинать с весны 1829 г., когда ѕушкин, отдав в печать две части Ч первую и вторую Ч своих «—тихотворений», представл€ющие собою итог его лирического творчества за 1815Ч1828 гг., отправилс€ в путешествие на  авказ и на закавказский театр военных действий.  онцом периода €вл€ютс€ последние написанные ѕушкиным, осенью 1836 г., стихотворени€.

ћожно утверждать, что углубленному изучению подвергались лишь отдельные произведени€ и отдельные вопросы лирики ѕушкина указанных нами лет. ћежду тем этот период Ч несомненно самый значительный в историЕ лирической поэзии ѕушкина по совершенству форм, глубине мысли, широте идейно-тематического охвата, и поэтому он требует особенно пристального внимани€.

–азвитие лирического творчества ѕушкина, т. е. поэзии, воплощающей прежде всего личное отношение поэта к окружающему миру, его личные воспри€ти€ и суждени€ о нем, его переживани€ и раздумь€, еще с началЕ 20-х годов шло в направлении освобождени€ от жанровых разграничений к созданию новой поэзии, чуждой вс€ких условностей, свободной по формам, всеобъемлющей по содержанию, определ€ющейс€ лишь тем, что в нее вложены размышлени€ поэта о важнейших вопросах его личной и общественной жизни, в их взаимоотношени€х и глубочайших св€з€х. ќтсюда следуют посто€нные, характерные дл€ ѕушкина искани€ новых, художественно совершенных форм лирической поэзии, с наибольшей простотой и вместе с тем полнотой выражающих самое сложное и значительное содержание, и одновременно искани€ новых принципов составлени€ лирических сборников; последнее имеет важное значение дл€ раскрыти€ содержани€ лирических стихотворений и их внутренних св€зей, подсказыва€ читателю определенное понимание авторских замыслов.

ѕервый сборник лирики, изданный ѕушкиным, ЧЛ«—тихотворени€» 1826 г., суммировавший его лирическое творчество от лицейского времени до половины 20-х годов (1815Ч1825), Ч построен по традиционному жанровому делению, идущему от XVIII в. и проведенному в издани€х двух крупнейших поэтов, старших современников и наставников ѕушкина Ч ∆уковского и Ѕатюшкова. ѕушкин, разумеетс€, не следовал буквально прин€той тем или другим из этих поэтов классификации, так как его творчество в нее не укладывалось,1 но, создава€ свою собственную, сохран€л важнейший, основной жанровый принцип.

—борник «—тихотворений јлександра ѕушкина» 1826 г. составлен из п€ти основных разделов: «Ёлегии», «–азные стихотворени€», «Ёпиграммы и надписи», «ѕодражани€ древним», «ѕослани€»; особо выделены «ѕодражани€  орану».

–аспределение стихотворений по этим разделам показывает, однако, что уже в это врем€ формальное пон€тие жанра не имело дл€ ѕушкина существенного и решающего значени€.2 —амым крупным и едва ли не самым значительным по содержанию разделом €вл€ютс€Ш«–азные стихотворени€», но они включают и типичное послание («  ќвидию»), и элегии («√роб јнакреона», «‘онтану Ѕахчисарайского дворца», «ѕевец», «”единение», «  морю»), и баллады («–усалка», «ѕеснь о вещем ќлеге», «ѕрозерпина»), и такое «лирическое» (в смысле, примен€емом ∆уковским) стихотворение, как «Ќаполеон». “о же Ч в той или иной степени Ч относитс€ и к другим разделам: твердых и точных границ между ними нет.3 Ќет, однако, и точно соблюдаемой хронологии внутри разделов, и если в предисловии «ќт издателей», написанном ѕ. ј. ѕлетневым, выражено желание, «чтобы на собрание наше смотрели, как на историю поэтических его (т. е. ѕушкина, Ч Ќ. ».) досугов в первое дес€тилетие авторской жизни»,4 то в расположении материала исторический принцип не выдержан, и лишь годы, проставленные в оглавлении при заглавии каждого произведени€, напоминают о нем. Ќо отсутствие четкой хронологической последовательности в сборнике не противоречит тому, что ѕушкин, формально следу€ распределению материала по жанрам, по существу уже здесь не считалс€ с ним в полной мере.

Ќаблюдаемый, таким образом, с половины 20-х годов отход ѕушкина от установленных лирических жанров как основы классификации требовал создани€ иной системы расположени€ и преподнесени€ читателю всей его новой лирической поэзии, создаваемой поэтом в 20-х годах, особенно начина€ с периода южной ссылки Ч с 1820Ч1824 гг. ќтказ от жанрового распределени€ был подчеркнут в двух част€х «—тихотворений јлександра ѕушкина», изданных в 1829 г., почти механически проведенных хронологическим расположением стихотворений по годам, от 1815 до начала 1829 г.,5 с выделением лишь некоторых, по преимуществу мелких, вещей (эпиграмм, альбомных и дружеских записей и т. п.) в отделЇ«–азные годы». ¬нутри каждого года материал расположен без соблюдени€ хронологии (что едва ли было бы и возможно дл€ самого автора, исключа€ некоторые случаи, тем более что даже отнесение к тому или иному году дает р€д нарушений, вольных и невольных, подлинной хронологии). Ќо, помимо хронологического распределени€ по годам, осуществившего пожелание, выраженное в предисловии издателей к сборнику 1826 г., Ч видеть в издании «историю поэтических его досугов», Ч в сборниках 1829 г. проведена, хот€ и непоследовательно, друга€ система, основанна€ на идейно-тематическом значении важнейших, определ€ющих и опорных произведений, выделенных почти в каждом году.

ѕерва€ часть издани€ открываетс€ посланием 1815 г. «Ћицинию» Ч крупнейшим общественно-политическим выступлением ѕушкина лицейского времени; 1817 год начат большим стихотворением «“оржество ¬акха»; 1820-й Ч элегией «ѕогасло дневное светило...», начинающей новый период в творчестве поэта; 1822-й Ч балладой нового типа, противопоставленной балладному творчеству ∆уковского, Ч «ѕеснь о вещем ќлеге»; сборник заканчиваетс€ «ѕодражани€ми  орану» (1824). Ќамеченна€ система проведена здесь, как сказано, далеко не последовательно. ћногие годы открываютс€ не самыми значительными стихотворени€ми, принадлежащими к ним, а наиболее крупные по значению иногда спр€таны в середину года. “ак, послание «  ќвидию» и элегическа€ ода «Ќаполеон» занимают VI и VII места 1821 г., элеги€ «  морю» Ч III место среди стихотворений 1824 г. Ќо то, что многие из этих годов открываютс€ произведением характерного дл€ всего периода жанра Ч любовно-медитативной элегией, представл€ет само по себе не случайность, но также систему: 1821 год начинаетс€ элегией «ћой друг, забыты мной следы минувших лет...», 1823-й Ч элегией «ѕростишь ли мне ревнивые мечты...», 1824-й Ч элегией антологического типа «“ы в€нешь и молчишь; печаль теб€ снедает...». ќтсутствие заглавий у этих и многих других подобных элегий подчеркивает их медитативное содержание и отсутствие темы, поддающейс€ конкретной формулировке.

¬тора€ часть «—тихотворений», вышедша€ в конце июн€ 1829 г., открываетс€ важнейшим программным стихотворением 1825 г. (т. е. перед 14 декабр€) Ч элегией «јндрей Ўенье»; следующие годы начинаютс€ Ч каждый Ч столь же программными дл€ своего, последекабрьского времени произведени€ми: 1826-й Ч декларативной одой «ѕророк», 1827-й Ч «—тансами» («¬ надежде славы и добра...»), 1828-й Ч важнейшим общественно-теоретическим выступлением «„ернь» («ѕоэт и толпа»). ѕоследний в сборнике 1829-й год содержит лишь одно стихотворение Ч послание альбомного характера и вполне нейтрального значени€ «≈. Ќ. ”<шако>вой» («¬ы избалованы природой...»). «ато заключающий сборник раздел «–азные годы» открываетс€ внешне сентиментальным, а дл€ посв€щенных в биографию поэта Ч многозначительным стихотворением «ѕтичка» («¬ чужбине св€то наблюдаю...»), относ€щимс€ к периоду кишиневской ссылки поэта. ¬о всем этом чувствуетс€ обдуманна€ система, только не вполне последовательно проведенна€; во вс€ком случае эта система не имеет ничего общего с прежним и традиционным распределением стихотворений по формальному жанровому признаку.

—тремление к группировке стихотворений, к их объединению не по жанровым, а по внутренним признакам возрастает и определ€етс€ после 1830 г. «десь, в сборниках и публикаци€х 30-х годов, можно проследить, как мы полагаем, определенные идейно-тематические, а вместе с тем (хот€ и не всегда) формально-художественные единства, составл€ющие более или менее оформленные «циклы» (если понимать этот термин в его широком смысле). ¬ы€снение существовани€ этих единств, их состава, их смысла и значени€ составл€ет основную задачу предлагаемой работы.