—качать текст произведени€

√ершензон ƒ. - ѕушкин ј.—. (Ѕ—Ё - 1940)

√ершензон ƒ. ѕушкин ј. —. // Ѕ—Ё. Ч ћ., 1940. Ч “. 47. Ч —тр. 651Ч673.

ѕ”Ў »Ќ, јлександр —ергеевич (1799Ч1837), гениальный народный поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного €зыка. –одилс€ в ћоскве 26/V (6/VI) 1799. ќтец поэта, —ергей ЋьвовиМ ѕушкин, происходил из знатного, впоследствии обедневшего двор€нского рода. ћать поэта была внучкой абиссинца »брагима √аннибала, одного из сподвижников ѕетра I. ѕушкин с детства вращалс€ в литературных кругах. ≈го отец был образованным человеком, любил литературу и сам писал стихи. ƒом отца посещали виднейшие писатели того времени Ч ƒержавин,  арамзин, ∆уковский и др. ƒ€д€ ѕушкина, ¬асилий Ћьвович ѕушкин, известный поэт того времени, также способствовал развитию в своем плем€ннике интереса к литературе. —трастно полюбив чтение, увлека€сь литературой, ѕушкин проводил большую часть времени в кабинете отца, где находилась больша€ библиотека. ќн про€вл€л огромный интерес ко всему русскому, народному. «Ќесмотр€ на французское воспитание, несмотр€ на то, что в кругу родных его говорилось преимущественно по-французски, ѕушкин, как известно, уже в детстве был окружен элементом народности; известно, что главною представительницею этого вли€ни€ была н€н€ его, знаменита€ јрина –одионовна» („ернышевский). –ассказы о народной жизни и сказки, которые слышал ѕ. в детстве, дали ему возможность лучше ознакомитьс€ с русскими народными нравами и обыча€ми.

¬ 1811 ѕ. поступил в ÷арскосельский лицей Ч вновь учрежденное закрытое учебное заведение дл€ детей двор€н. ¬ лицее, как и до него, ѕ. много читал, изуча€ величайшие творени€ мировой и лучшие образцы русско¶ литературы Ч произведени€ Ћомоносова, ƒержавина,  арамзина, ∆уковского, Ѕатюшкова и др. ѕ. про€вл€л большой интерес к творчеству великих французских просветителей Ч ¬ольтера, –уссо, читал «вольную» литературу, в том числе запрещенные произведени€ –адищева, знакомилс€ с иде€ми политич. свободы и гражданского равенства на лекци€х профессора права  уницына. ¬ лицее ѕ. близко сошелс€ с будущими декабристами Ч ѕущиным,  юхельбекером, познакомилс€ с „аадаевым и восприн€л освободительные идеи прогрессивной двор€нской молодежи. ¬ лицее ѕ. продолжал свою творческую работу, активно участвовал в литературном кружке и в лицейских рукописных журналах. ¬ 1814 ѕ. впервые выступил в печати со стихотворением «  другу стихотворцу». Ѕольшим событием в лицейской жизни ѕ. была его встреча с известным русским поэтом ƒержавиным, к-рый присутствовал на переводных лицейских экзаменах в 1815. ¬ присутствии ƒержавина ѕушкин прочел свое стихотворение «¬оспоминани€ в ÷арском —еле» (1814), к-рое привело в восхищение ƒержавина, почувствовавшего в ѕушкине огромный талант. ѕоследние годы пребывани€ в лицее т€готили ѕ. ќн рвалс€ к широкой общественной жизни, к литературе. ≈ще в лицее ѕ. был прин€т в число членов литературного общества «јрзамас», к-рое вело борьбу с реакционной «Ѕеседой любителей русского слова» за простоту литературного русского €зыка. ¬ 1817, по окончании лице€, ѕ. был назначен в министерство иностранных дел, где фактически не служил. ѕ. про€вл€л полное равнодушие к служебной карьере, посв€тив себ€ поэтической де€тельности.

¬ыйд€ из лице€, ѕ. окунулс€ в общественно-политическую жизнь ѕетербурга. ќн близко сошелс€ с р€дом будущих организаторов восстани€ декабристов и глубоко восприн€л их идеи. ¬ 1819 ѕ. вступил в литературноЛ общество ««елена€ лампа», к-рое, как вы€снилось впоследствии, было св€зано с тайным обществом декабристов. ѕоказателем роста политич. сознани€ ѕ. и близости его к иде€м декабристов были политические стихотворени€ поэта, написанные в период 1817Ч20. Ёти стихи, широко распростран€вшиес€ в рукописном виде, вскоре стали известны царскому правительству. √ор€чий и откровенный юноша смело и открыто выражал свои вольнолюбивые стремлени€. ÷арь јлександр I был настолько обеспокоен революционными стихами ѕ., наводнившими, Ч по его словам, Ч всю –оссию, что хотел сослать поэта в —ибирь или —оловки.

“олько вмешательство друзей ѕ. облегчило его участь. ¬ 1820 ѕ. был выслан из ѕетербурга под предлогом служебного назначени€ в ≈катеринослав в распор€жение главного попечител€ колонистов южного кра€, генералЫ »нзова. ѕеред отъездом из ѕетербурга ѕ. закончил свою первую поэму «–услан и Ћюдмила» (1817Ч19), котора€ произвела большое впечатление как произведение с €вно демократическими нотами, написанное в реалистическом стиле. ѕрочитав эту поэму, поэт ∆уковский подарил ѕушкину свой портрет с надписью: «”ченику победителю от побежденного учител€».

16/V 1820 ѕ. приехал в ≈катеринослав, где вскоре простудилс€ и заболел. “ам ѕ. застала семь€ его знакомых Ч –аевских, с к-рой поэт отправилс€ лечитьс€ на  авказ, а затем жил у –аевских в  рыму, в √урзуфеЗ „ерез Ќ. –аевского ѕушкин глубже познакомилс€ с творчеством Ѕайрона. ¬ольнолюбивые стихи великого англ. поэта-изгнанника оказались созвучны настроени€м русского гонимого поэта. ѕод вли€нием романтических поэм Ѕайрона ѕушкин задумал свои поэмы « авказский пленник», «Ѕахчисарайский фонтан» и «Ѕрать€-разбойники». Ёти поэмы были закончены им позже в  ишиневе, куда он приехал 21/IX 1820 в св€зи с тем, что канцел€ри€ генерала »нзова переехала из ≈катеринослава в  ишинев.

“ри года жизни в  ишиневе были годами интенсивного идейно-политич. роста ѕ. ќн часто бывал в доме члена тайного общества ћ. ‘. ќрлова и дружил с майором ¬ладимиром –аевским, человеком выдающегос€ ума З большого образовани€. ѕ. часто посещал  аменку Ч имение ƒавыдова, где собирались будущие декабристы; на юге он познакомилс€ с руководителем ёжного общества ѕестелем, о к-ром отзывалс€ как об «одном из самых оригинальных умов». ¬оспоминани€ лицейского друга ѕ. Ч декабриста ѕущина Ч и записки из дневника ƒолгорукова, чиновника канцел€рии ген. »нзова, подтверждают, что ѕ. целиком раздел€л взгл€ды декабристов, хот€ не был членом тайного общества и не знал о его существовании. ƒекабристы не прин€ли ѕ. в свою организацию, потому что подготавливали переворот силами военных. ѕ. поддерживал св€зь и с руководител€ми национально-освободительного движени€ в √реции и приветствовал начавшуюс€ в эти годы освободительную борьбу в »спании и »талии. ƒлительное пребывание в  ишиневе т€готило поэта; он обратилс€ в ѕетербург с просьбой об отпуске, но ему было в этом отказано. ѕосле долгих хлопот друзь€ добились перевода поэта в ќдессу, в канцел€рию генерал-губернатора графа ¬оронцова. ¬ ќдессе, куда ѕ. переехал в 1823, он нашел друзей, завел обширное знакомство и зан€лс€ литературным трудом, отказыва€сь от служебных поручений. «ѕушкин Ч первый почувствовал, что литература Ч национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцел€ри€х и службы во дворце Ч он первый подн€л звание литератора на высоту до него недос€гаемую» (√орький). ¬ конце 1823 ѕ. начал писать поэмуЛ«÷ыганы», к-рую закончил позже в ћихайловском. ¬ ќдессе же он начал свой знаменитый роман «≈вгений ќнегин», над к-рым работал около 9 лет. Ќезависимое поведение ѕ., его требование уважени€ к себе как к поэту и нежелание быть чиновником вызвали озлобление «полугеро€», «полуневежды» Ч графа ¬оронцова, надменного чиновника, к-рый относилс€ свысока к своим подчиненным, особенно ссыльным. ¬ результате доносов ¬оронцова ѕушкин, по распор€жению цар€, был выслан в 1824 из ќдессы в имение своих родителей, в село ћихайловское ѕсковской губернии.

¬ начале августа 1824 ѕ. приехал на место своей второй ссылки, где за ним был установлен полицейский надзор. ¬ ћихайловском ѕ. усиленно занималс€: изучал историю –оссии, творчество Ўекспира, √Єте, знакомилсЪ с современными литературными течени€ми, собирал образцы устного народного творчества, интересовалс€ жизнью и бытом народа. ¬ долгие зимние вечера поэт слушал русские народные сказки и песни. ¬ ћихайловском ѕ. написал свою знаменитую драму «Ѕорис √одунов» (1825), р€д глав «≈вгени€ ќнегина», поэму «√раф Ќулин» (1825) и много стихотворений. ¬ конце 1825 вышел первый сборник стихотворений ѕ.

14/XII 1825 в ѕетербурге на —енатской плошади произошло восстание декабристов. ¬ступивший на престол Ќиколай I жестоко расправилс€ с восставшими. ¬о врем€ допроса декабристов и разбора их бумаг стало очевидным≥ какую огромную роль сыграли в подготовке восстани€ политические стихотворени€ ѕ.: «ƒеревн€», «¬ольность», « инжал» и др. ”знав о восстании и об его разгроме, ѕ. глубоко переживал неудачу своих друзей. ќн ожидал, что гнев цар€ обрушитс€ и на него. ѕ. сам писал: «я был в св€зи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков». ќпаса€сь обыска, ѕ. сжег свои записки, в к-рых говорил о де€тел€х общества декабристов. ¬ 1826, по распор€жению цар€ Ќикола€ I, в ѕсковскую губернию был командирован агент царской охранки, к-рый, однако, не обнаружил ничего подозрительного в действи€х ѕ. во врем€ его пребывани€ в ћихайловском. “огда Ќиколай I попыталс€ воздействовать на ѕ., чтобы использовать блест€щее дарование поэта и направить его в интересах политики самодержави€. ѕо его приказанию в сент€бре 1826 поэт был срочно доставлен с фельдъегерем в ћоскву к находившемус€ там царю. ѕри свидании с царем ѕ. не скрывал своих революционных убеждений и на вопрос цар€ открыто за€вил, что, будь он в ѕетербурге 14 декабр€, он был бы вместе со своими друзь€ми на —енатской площади. ÷арь объ€вил ѕ., что «прощает» его, и обещал ему полную «свободу» творчества, за€вив, что сам будет цензором поэта. «ћилости», обещанные царем, оказались дл€ ѕ. жестокими цеп€ми. ≈го произведени€ должны были теперь проходить тройную цензуру. «а ним тщательно следили, его письма вскрывались, ему неоднократно делали замечани€ и царь Ќиколай I и шеф жандармов Ѕенкендорф. ќтношени€ между поэтом и царем все более обостр€лись. ¬ 1829 ѕ. без разрешени€ цар€ поехал на  авказ в действующую армию, где было много разжалованных декабристов. ”знав об этом, разгневанный царь объ€вил поэту через Ѕенкендорфа выговор. ѕоездка ѕушкина на  авказ нашла свое отражение в его путевых очерках «ѕутешествие в јрзрум» (1829).

ѕ. до конца своей жизни ненавидел самодержавие и был предан своим друзь€м-декабристам. ¬ 1827 он отправил им послани奫¬ —ибирь», в к-ром призывал хранить «гордое терпение» и верить, что «оковы т€жкие падут». ¬скоре царским власт€м стало известно стихотворение ѕ. «јндре Ўенье», со сделанной кем-то надписью «Ќа 14 декабр€» (день восстани€ декабристов).  роме того, была обнаружена богохульна€ поэма «√авриилиада», написанна€ ѕ. в 1821. ѕоэту пришлось давать объ€снение и в —енате и царю. ѕравительственна€ печать в лице реакционных критиков Ѕулгарина, √реча и других начала травить ѕушкина, за€вл€€ о падении его таланта. ¬се это угнетало ѕ.   тому же и лична€ его жизнь была полна огорчений и забот. ѕознакомившись в ћоскве с Ќаталией Ќиколаевной √ончаровой, ѕ. в 1829 посваталс€ к ней, но получил отказ. » лишь после повторных его предложений согласие на брак было дано в 1830. ¬ сент€бре 1830 ѕ. выехал в Ѕолдино Ч имение, частично переданное ему отцом. «а три мес€ца пребывани€ в Ѕолдине ѕ. написал огромное количество произведений: он закончил знаменитый роман «≈вгений ќнегин», написал свои гениальные маленькие трагедии, «ѕовести Ѕелкина», поэму «ƒомик в  оломне», большое количество стихотворений и р€д статей. ¬ернувшись из Ѕолдина, поэт вскоре женилс€ на Ќ. Ќ. √ончаровой и переехал в ѕетербург.

ѕ. стремилс€ жить уединенно, вдали от придворной и великосветской жизни, чтобы заниматьс€ исключительно литературным трудом. Ќо жена его хотела блистать в высшем обществе при дворе. ¬ 1834 царь произвеН ѕ. в камер-юнкеры. Ёто было личным оскорблением дл€ поэта, так как чин камер-юнкера, которым обычно награждались представители аристократич. молодежи, был дан тридцатип€тилетнему ѕ. лишь с той целью, чтобы его жена получила доступ ко двору.  роме того, звание камер-юнкера об€зывало самого ѕ. посещать официальные церемонии, что отвлекало его от творческой работы. ≈ще в 1830 ѕ. начал работать над историческими архивами, про€вл€€ большой интерес к истории восстани€ ѕугачева. »зучив архивные материалы, ѕ. отправилс€ в 1833 в б. ќренбургскую губернию в те места, где происходило восстание. “ам он собирал материал, беседовал с кресть€нами Ч современниками ѕугачева. –езультатом исследовательской работы ѕ. €вилась его «»стори€ ѕугачева», к-рую царь велел переименовать в «»сторию ѕугачевского бунта» (1833). Ќа основе материалов о ѕугачеве ѕушкин написал повесть « апитанска€ дочка» (1836). “ема кресть€нского восстани€ нашла свое отражение и в другой повести ѕушкина, написанной ранее, «ƒубровский» (1833). ¬ 30-е гг. ѕ. активно занималс€ журналистской де€тельностью, писал критические и публицистические статьи и заметки. ѕ. вел бурную полемику с реакционным журналистом Ѕулгариным и одним из видных литераторов Ч Ќ. ѕолевым. ≈ще в 1830 ѕ. редактировал совместно с ƒельвигом «Ћитературную газету», а в 1836 основал журнал «—овременник». ¬ качестве посто€нного сотрудника этого журнала ѕ. предполагал пригласить Ѕелинского, за литературно-критическими стать€ми к-рого он следил с большим интересом. ∆урналистска€ де€тельность ѕ. так же, как и его литературное творчество вызвали резкие отзывы реакционной печати и господствующей верхушки общества. Ќиколай I и придворные круги не могли примиритьс€ со стремлением великого поэта к свободному, независимому положению и относились отрицательно к его творчеству. “ак созрел острый конфликт между ѕ. и царем, между великим народным поэтом и самодержавно-крепостническим строем николаевской –оссии. Ётот конфликт привел к гибели ѕ. ’олопы цар€ посредством анонимных писем сумели вызвать ссору между поэтом и ничтожным светским фатом, офицером ƒантесом Ч приемным сыном голландского посланника барона √еккерена, нагло ухаживавшим за женой ѕ. 27/I 1837 в ѕетербурге на „ерной речке, за комендантской дачей, состо€лась дуэль между ѕушкиным и ƒантесом. ѕ. был смертельно ранен и через два дн€ 29/I (10/II по новому стилю) скончалс€.

ѕ. пал жертвой крепостнической системы николаевской –оссии. ≈го гибель была горестной утратой дл€ всего русского народа. ќна вызвала народное возмущение, к-рого не знала –осси€ после декабрьского восстаниД 1825. Ёто возмущение народа и народную скорбь прекрасно выразил великий русский поэт ћ. ё. Ћермонтов, заклеймивший убийц ѕ. в своем знаменитом стихотворении «—мерть поэта». ќпаса€сь народного гнева, царь приказал тайком отвезти тело ѕ. в село ћихайловское, поблизости от к-рого он и был похоронен (в —в€тогорском монастыре Ч ныне ѕушкинские горы).

ѕ. жил и творил в 20Ч30-х гг. 19 века, на первом этапе освободительного движени€ в –оссии, когда на арене общественно-политич. борьбы действовали£«двор€не и помещики, декабристы и √ерцен» (Ћенин, —оч., т. XV, стр. 468). ѕ. жил и творил в период подъема патриотического духа русского народа, одержавшего величайшие победы над наполеоновской армией, вторгшейс€ в –оссию в 1812.П«¬оспитанный в семействе и в жизни, учившийс€ в то врем€, когда после событий отечественной войны русские стали приходить к самосознанию, имевший случай войти в соприкосновение со всеми классами русского общества, ѕушкин умел постигнуть истинные потребности и истинный характер народного быта» (ƒобролюбов). ѕ. понимал и чувствовал могучую силу русского народа, его стремление к свободе и независимости. ѕ. видел, как народ угнетаетс€ системой аракчеевских поселений, полицейским произволом и насили€ми. ѕЛ жил и творил в период потр€сени€ феодальных устоев, когда со всей неизбежностью встал вопрос о ликвидации крепостного права, о необходимости изменени€ существующей системы.  ак передовой человек своего времени, гор€чо интересовавшийс€ судьбами –оссии, ѕ. не мог не пон€ть всей сложной обстановки назревавших событий, не мог не высказать своих убеждений и взгл€дов по двум важнейшим вопросам: отношение к самодержавию и к крепостнической системе. ѕ. испытал глубокое вли€ние западно-европейского освободительного движени€, до него доносились отзвуки освободительных идей французской революции 1789, нарастание революционных бурь в »талии, »спании и √реции. ѕ. был близок к той передовой двор€нской молодежи, к-ра€, объединившись в тайные общества, подготавливала изменение существующего стро€ путем организации военного заговора. Ќе будучи членом тайного общества, ѕ., однако, в своих произведени€х и высказывани€х отразил идеи декабристов. ќн гор€чо выступал против крепостнической системы самодержави€, за просвещение и свободу.

¬с€ система феодальных отношений, двор€нских традиций придворного раболепи€ противоречила чувствам и мысл€м, которые владели ѕ. ≈ще с детства воспитывал он в себе независимость.Љ«Ќо от кого бы € ни происходил, Ч писал ѕ., Ч ...образ мыслей моих от этого никак бы не зависел». ¬спомина€ эти слова ѕушкина, √орький указывал: «Ёто слова человека, который чувствовал, что дл€ него интересы всей нации выше интересов одного двор€нства, а говорил он так потому, что его личный опыт был шире и глубже опыта двор€нского класса». ¬оспитанный в духе идей просвещени€ и гуманности, ѕ. оказалс€ отщепенцем своего класса. Ёто подтверждаетс€ его резкими отзывами о крепостнич. пор€дках, презрительным отношением к высшей знати, стремлением уйти от двор€нского общества, бежать из –оссии, где «не нужны были ни его ум, ни талант». Ќо ѕ. не перешел на позиции другого класса Ч кресть€нства, как это произошло позже с √ерценом. ѕ. жил и творил в период, когда кресть€нство в лице его передовых де€телей Ч вождей революционной демократии Ч еще не вы€вило своих позиций. ¬ 30-е годы под вли€нием холерных бунтов, свидетельствовавших об огромном недовольстве кресть€н помещичьим произволом, ѕ., глубоко интересовавшийс€ судьбами –оссии, не мог не задуматьс€ над ролью и значением кресть€нства в решении этих судеб. ѕо мнению ѕ., «одно только страшное потр€сение могло бы уничтожить в –оссии закоренелое рабство». Ќо ѕ. называл русский бунт «бессмысленным и беспощадным». ќн видел на опыте неудавшихс€ восстаний –азина и ѕугачева стихийность и неорганизованность кресть€нского движени€. ѕ. называл —тепана –азина «единственным поэтическим лицом русской истории». ќн нарисовал тепло и правдиво образ ѕугачева.  ак великий художник-реалист ѕ. правдиво отразил в своем творчестве роль и значение движени€ кресть€нских масс.

ѕ. понимал прогрессивную роль буржуазного развити€ –оссии, вместе с тем он видел, как путемШ«жестоких предрассудков» и «нестерпимого тиранства» идет развитие капитализма на «ападе. ќн видел, как при власти буржуазии «все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую» подавлено «неумолимым эгоизмом и страстию к довольству» (см. ст. ѕушкина «ƒжон “еннер»), он отрицательно относилс€ к капиталистическим пор€дкам и нравам. ѕ. был не только величайшим поэтом, но и передовым человеком своего времени, общественным де€телем, к голосу и словам которого прислушивалось общественное мнение передовых кругов русского общества. ¬ 30-е гг. ѕ. готов был «пуститьс€ в политическую прозу», т. е. в публицистику, но это оказалось недоступным дл€ поэта, находившегос€ под тройной цензурой. ѕ. про€вл€л огромный интерес к социально-политической жизни –оссии и «ападной ≈вропы. ќн интересовалс€ всей политич. литературой своего времени, изучал важнейшие исторические, социально-политические и философские произведени€. ѕ. был знаком с философией  анта, Ўеллинга, ‘ихте, √егел€, с учением утопич. социализма —ен-—имона. ќн был одним из образованнейших людей своего времени. ѕ. про€вил свои огромные способности как историк. ѕользу€сь историч. примерами прошлого, он не идеализировал их с точки зрени€ рус. старины. ќн критически относилс€ к историч. фактам и умел обобщать их, вскрыва€ глубокий смысл этих фактов. ѕ. весьма ценил в истории людей, боровшихс€ за прогрессивное развитие –оссии. »менами их, по его мнению, должен гордитьс€ русский народ. ¬от почему он подчеркивал роль и значение ћинина и ѕожарского, Ћомоносова, –адищева и др. «»мена ћинина и Ћомоносова, Ч писал он, Ч вдвоем перевес€т может быть все наши старинные родословные». ѕ. неоднократно говорил о том, что мы должны гордитьс€ богатством своего прошлого. «“олько революционна€ голова, подобна€... ѕес[телю], Ч писал он, Ч может любить –оссию Ч так, как писатель только может любить ее €зык. ¬сЄ должно творить в этой –оссии и в этом русском €зыке». ѕ. был глубоко русским человеком. ќн, по его словам, «ни за что на свете не хотел переменить отечества и иметь другую историю, как историю предков». ¬ этом трагеди€ ѕ., к-рый, с одной стороны, гор€чо любил свою родину, желал ей блага, гордилс€ ее прошлым, а с другой Ч пыталс€ бежать из –оссии, спаса€сь от деспотизма самодержави€. ѕо своему мировоззрению ѕ. перерос свою эпоху. ќн смотрел вперед, в будущее. ¬от почему Ѕелинский писал, что ѕ. будет жить в будущем, что он будет воспитателем будущих поколений.

“ворческий путь ѕушкина. –аннее творчество ѕушкина, которое относитс€ к лицейскому периоду его жизни (1814Ч17), развивалось на основе освоени€ ѕ. всей западно-европейской (в особенности французской) и русской культуры. ќб огромно¶ начитанности ѕушкина в юношеские годы свидетельствует его раннее стихотворение «√ородок» (1814). ѕ. восприн€л вольнолюбивый дух ¬ольтера, эпикуреизм ѕарни и жизнерадостность јнакреона. ≈го привлекала «пышна€ поэзи€» ƒержавина, «романтическое содержание произведений» ∆уковского и «совершенство антологического стиха» Ѕатюшкова. Ќо, овладева€ лучшими образцами литературного наследства, ѕ. не слепо подражал своим учител€м. ќн отбирал из их творчества то, что соответствовало его пониманию роли и значени€ литературы и литературных форм. ѕ. внимательно изучал борьбу различных литературных школ и направлений. ¬ лицейский период ѕ. написал ок. 120 произведений, из к-рых он отобрал дл€ своего сборника только лучшее, а большинство стихотворений уничтожил, счита€ их ученической пробой пера. ”же в ранних произведени€х ѕ. видны те черты реализма, к-рые впоследствии мощно развились в его гениальных произведени€х. ѕ. была чужда религиозна€ лирика ƒержавина. ќн был далек от восхвалени€ и преклонени€ перед величием монарха. ¬ «ќтвете на вызов написать стихи в честь... императрицы ≈лисаветы јлексеевны» (1818) ѕ. писал:

—вободу лишь учас€ славить,
—тихами жертву€ лишь ей,
я не рожден царей забавить
—тыдливой ћузою моей.

”же в ранних стихотворени€х ѕ. видно стремление к свободе и независимости ≠«“оварищам», 1817). »де€ свободы находит свое отражение в стихотворении ѕ. «  Ћицинию» (1815), где поэт говорит: «свободой –им возрос Ч а рабством погублен!». Ћицейска€ лирика ѕ. проникнута бодростью и жизнерадостностью. ¬оспевание жизни и наслаждение ею («√роб јнакреона», 1815, «“оржество ¬акха», 1817) св€заны у ѕ. с трезвым, рациональным взгл€дом на жизнь. ѕоэт утверждал права человека на пользование всеми благами жизни и красотой природы.

¬згл€ды молодого поэта более четко определились в тот период его творчества (1817Ч25), когда он непосредственно столкнулс€ с общественной средой и сблизилс€ с будущими де€тел€ми движени€ декабристов. Д ростом политического сознани€ ѕ. росло его поэтическое мастерство, он создает насыщенную глубоким содержанием, €ркую по своему художественному выражению политич. лирику. ¬ стихотворени€х «¬ольность» (1817), «—казки» (1818), «  „аадаеву» (1818), «ƒеревн€» (1819) и др. поэт призывает к освобождению –оссии от рабства и произвола. ¬ этих стихотворени€х так же, как и в написанных позже (« инжал», 1821, и «јндре Ўенье», 1825). ѕ. бросает призыв к восстанию. ¬ политич. лирике ѕ., служившей мощным средством революц. пропаганды, социальный протест и революционный призыв звучат страстно и бурно, политические мысли выражены четко и €рко. ¬ стихотворении «¬ольность» поэт угрожающе восклицает:

“ираны мира! трепещите!
ј вы, мужайтесь и внемлите,
¬осстаньте, падшие рабы!

¬ отличие от предшествовавших ему поэтов, ѕ. в стихотворени豫ƒеревн€» дает правдивое, реалистическое изображение крепостного гнета и произвола. ќн решительно опровергает ложное представление о деревенской тиши и идиллии помещичьей усадьбы и вскрывает всю омерзительную подноготную помещичьего быта Ч «барства дикого». ѕоэт гневно говорит о «рабстве» и смело выдвигает вопрос о необходимости освобождени€ кресть€н.

”вижу-ль, о друзь€, народ неугнетенный
» рабство, падшее по манию цар€,
» над отечеством свободы просвещенной
¬зойдет ли, наконец, прекрасна€ зар€?

ќднако в стихотворени€хЗ«¬ольность» и «ƒеревн€» ѕ. допускает путь законодательных реформ и верит в возможность увидеть «рабство, падшее по манию цар€». Ёто противоречие между стремлением увидеть «народ неугнетенный» и надеждой, что царь сам уничтожит рабство, можно объ€снить вли€нием в тот период на ѕ. де€телей —еверного общества декабристов, выступавших за отмену крепостного права и вместе с тем за сохранение конституционной монархии. ѕолитические стихотворени€ ѕушкина занимают значительное место в его творчестве. ќни €вл€ютс€ €рким подтверждением его революционных убеждений.

“ворческий рост ѕ. нашел отражение во всей его лирике. √овор€ о лирике ѕ., Ѕелинский писал, что она «основана на действительности, на жизни, а не на фантазии и призрачных идеалах». ѕ. «„был человек, и ничто человеческое не было чуждо ему“ ...∆ивость, пылкость, впечатлительность, способность увлекатьс€ и увлекать, гор€чее сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное прив€зыватьс€ к человеку всеми силами души, гор€чий темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольстви€м и тревогам, нравственное здоровье» („ернышевский) Ч все эти черты характера ѕ. выступают €рко в его лирике. ѕоэзи€ ѕ. проникнута чувством красоты, любви, дружбы, чувством бесконечного уважени€ к достоинству человека как человека. ¬ своей лирике ѕ. выступае∆ за широкое, многогранное гармонич. развитие человеческой личности.  ритику€ отрицательные стороны русской действительности («Ёнгельгардту», 1819; «¬севоложскому», 1819; «ѕослание к цензору», 1822), ѕ. направл€ет силу своего поэтич. оружи€ против тех, кто подавл€ет просвещение и культуру. ѕ. воспевает освободительную борьбу в »спании и »талии, он приветствует организаторов греческого восстани€. ќн возлагает надежду на победу восставших народов, св€зыва€ эти надежды с мысл€ми о борьбе русского народа с самодержавием. ѕушкин выступает за раскрепощение человеческой личности, за свободу чувств и морали, за подлинное человеческое отношение к люд€м. ќтличительные свойства лирики ѕушкина Ч уважение к личности человека, глубокое, страстное чувство любви и дружбы («ѕогасло дневное светило» и др.).

≈сли в лирических стихотворени€х ѕ., написанных до ссылки 1820, преобладают мотивы радости, бодрости, то в лирике начала 20-х гг. выступают мотивы тоски и грусти. Ёти мотивы были св€заны с услови€ми, в к-рых протекала жизнь поэта в те годы. ѕереживани€ поэта-изгнанника €рко выражены в стихотворении «”зник» (1822), ставшем народной песнью. ¬последствии ѕ. писал в послании «  языкову» (1824):

Ќо злобно мной играет счастье:
ƒавно без крова € ношусь,
 уда подует самовластье;
”снув, не знаю, где проснусь.
¬сегда гоним, теперь в изгнанье
¬лачу закованные дни.

ћотивы разочаровани€ в творчестве ѕ. были св€заны и с разгромом революционного движени€ на «ападе, поражением греч. восстани€. ¬ стихотворении…«—вободы се€тель пустынной» (1823) ѕ. сожалеет о том, что народы не могут закрепить «дары свободы», уничтожить «€рмо и бич», а вынуждены покор€тьс€ самовластью. ¬ этом стихотворении выражалось не презрение к народу, как пытались утверждать некоторые критики, а любовь и сожаление к нему так же, как в тех словах „ернышевского о «жалкой нации, нации рабов», к-рые были, по мнению ¬. ». Ћенина, словами «насто€щей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутстви€ революционности в массах великорусского населени€» (Ћенин, —оч., т. XVIII, стр. 81). ќптимизм и бодрость никогда не покидали поэта. ћотивы грусти тесно переплетаютс€ в лирике ѕ. с призывом к борьбе за лучшее будущее. ярким жизнерадостным гимном звучит «¬акхическа€ песн€» (1825), в к-рой поэт провозглашает: «ƒа здравствуют музы, да здравствует разум!» и заканчивает пламенным призывом: «ƒа здравствует солнце, да скроетс€ тьма!».

¬ эти годы ѕ. усиленно работал над созданием своих поэм. ѕервой поэмой, котора€ сыграла большую роль в развитии реализма ѕушкина, была «–услан и Ћюдмила» (1817Ч19). Ѕорьба ѕушкина за простоту русского литературного €зыка, его огромный интерес к устному народному творчеству и критическое отношение к обветшалым традици€м классицизма нашли свое отражение в этой поэме, проникнутой элементами народности и демократическими тенденци€ми. Ќедаром один из критиков реакционного журнала «—ын отечества» сравнивал поэму с «мужиком», который в арм€ке и в лапт€х неожиданно и грубо вторгс€ в двор€нское «благородное» собрание. ѕоэму «–услан и Ћюдмила» отвергали потому, что сюжет ее вз€т из простой народной сказки. ¬ ней ѕ. иронически высмеивал ложный героический пафос и мистику. ¬ отличие от мистического романтизма ∆уковского Ч «д€дьки пиитических чертей и ведьм». ѕ. в своей поэме продолжает линию эпикуреизма, утверждает право человека на жизнь и наслаждение. ¬ ней со всей силой сказались черты нового реалистич. стил€. ѕоэма «–услан и Ћюдмила» выдел€етс€ легкостью и выразительностью поэтич. форм и доступностью содержани€. Ётими же особенност€ми отличаетс€ и друга€ поэма ѕ., написанна€ несколько позже, Ч «√авриилиада» (1821), в к-рой поэт беспощадно высмеивал религиозный миф о «непорочном зачатии». ¬ «√авриилиаде» ѕ. придал божественным существам человеческий облик, изобразил их обыкновенными людьми и этим низвел возвышенное до обыкновенного, небесное до земного. »зучение творчества Ѕайрона и увлечение его романтич. геро€ми, сильными, мужественными людьми, огромное впечатление, оставшеес€ у ѕ. от посещени€  авказа и  рыма, знакомство с черкесами, смелым и вольнолюбивым народом, Ч все это нашло отражение в романтических поэмах поэта: « авказский пленник», «Ѕахчисарайский фонтан», «Ѕрать€-разбойники», «÷ыганы». ѕ. противопоставил бурную, полнокровную жизнь горцев и цыган мертвой, затхлой жизни светского общества. ¬ этих поэмах ѕушкин не уходил от окружавшей его жизни, а крепко сто€л на почве русской действительности. “ворчество ѕушкина, в отличие от творчества Ѕайрона, близко к реальной жизни. Ѕелинский правильно отмечал, что ѕушкин «заботилс€ не о том, чтоб походить на Ѕайрона, а о том, чтоб быть самим-собою и быть верным той действительности, до него еще непочатой и нетронутой, котора€ просилась под перо его». ¬ творчестве Ѕайрона ѕушкина привлекала борьба сильной человеческой личности против насили€ капиталистич. общества, против установившихс€ феодально-буржуазных принципов и морали. ¬ поэме « авказский пленник» (1821) в образе пленника поэт передавал настроени€, типичные дл€ молодых людей его времени. «я в нем хотел изобразить, Ч писал ѕ., Ч это равнодушие к жизни и к наслаждени€м, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными признаками молодежи 19 века». ѕ. изобразил в поэме верно и €рко жизнь и быт черкесов. ѕоэт сам признавалс€, что «черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть моей повести». »з романтических поэм ѕ. наиболее значительное место занимает поэма «÷ыганы» (1824). ¬ ней ѕ. уже гораздо глубже раскрывает образ человека, протестующего против «неволи душных городов», где люди

Ћюбви стыд€тс€, мысли гон€т,
“оргуют волею своей,
√лавы пред идолами клон€т
» прос€т денег да цепей.

Ќепримиримое отношение к законам и обыча€м современного двор€нского общества, стремление укрытьс€ от него в глуши среди вольного народа Ч кочующих цыган Ч воплощены в образе јлеко Ч главного геро€ поэмы. ќднако јлеко не сумел слитьс€ со средой цыган, прин€ть их нравы и обычаи. —ила воспитани€, привычек, собственнические традиции толкают его на преступление, и цыганы изгон€ют јлеко. ¬ образе јлеко ѕушкин глубоко раскрыл проблему индивидуализма. Ѕелинский писал, что этой поэмой ѕ. «вдруг перерос свою публику», что он «отселе... €вилс€ уже воспитателем будущих поколений». ¬ поэме «÷ыганы», как в «Ѕахчисарайском фонтане» (1822) и « авказском пленнике», ѕ. изображает человеческие личности, создает сильные, страстные характеры. »зучив жизнь цыган, поэт сумел нарисовать €ркие и правдивые картины их быта. Ётими чертами реализма проникнута и поэма «Ѕрать€-разбойники», в основу к-рой положено действительное событие. ¬ этой поэме ѕ. использовал кресть€нский фольклор и €зык народных масс.

–омантический период сыграл положительную роль в развитии дальнейшего творчества ѕ. ≈го романтизм носил прогрессивный характер. —ам ѕ. понимал под романтизмом отрицание псевдоклассицизма, отрицание всех тех старых традиций и норм, к-рые мешают правильно изображать жизнь. ќн видел в романтизме возможность большего приближени€ к действительности Ч путь к реализму.

«начение романтических поэм в творчестве ѕ. заключаетс€ в том, что эти поэмы €вились шагом вперед в развитии его реализма, дали ему возможность научитьс€ более глубоко раскрывать психологию человеческой личности, изображать типические черты характера. Ёти поэмы подготовили ѕ. к созданию драматич. произведений, изумительных по глубине и силе. —ам ѕ. писал: «“олько с „÷ыган“ почувствовал € в себе призвание к драме».

ѕервым драматич. произведением ѕушкина был «Ѕорис √одунов», написанный в ћихайловском в но€бре 1825. –абота€ над этим гениальным произведением русской драматургии, ѕушкин тщательно изучал материалы, относ€щиес€ к истории –оссии, и творчество Ўекспира. ƒрама «Ѕорис √одунов» была закончена ѕ. накануне восстани€ декабристов. ¬ ней отразились мысли и настроени€ поэта, думавшего о судьбах –оссии, о роли и значении народа. ѕ. сам писал, что он «смотрел на „Ѕориса √одунова“ с политической точки зрени€. ќсновыва€сь на фактах, которые были даны в описании —мутного времени историком  арамзиным, ѕ. дал новую, углубленную характеристику этим историч. событи€м и образу Ѕориса √одунова. ѕушкин изобразил внутреннюю борьбу и раздор между верхушкой феодальной знати, которые неизбежно должны были привести к поражению –уси в ее борьбе с врагами. ѕо мысли ѕ., только сильна€ власть, опирающа€с€ на народ, могла бы разгромить вражеские полчища. ¬ своей драме ѕ. изобразил политическую борьбу различных социальных групп. —удьба изображаемых им героев неизбежно св€зана с развертыванием борьбы этих групп и зависит от столкновени€ общественных сил. “ак, в образе Ѕориса √одунова €рко выступает противоречие и трагичность царской власти, опирающейс€ на насилие. ѕ. нарисовал потр€сающие картины ожесточенной борьбы, кровавой расправы Ѕориса √одунова со всеми, кто противитс€ его воле:

„то день, то казнь. “юрьмы битком набиты.
Ќа площади, где человека три
—ойдутс€ Ч гл€дь Ч лазутчик уж и вьетс€,
ј государь досужною порою
ƒоносчиков допрашивает сам.

¬ образах кн€зей ¬оротынского, Ўуйского ѕушкин рисует представителей царской знати, ехидных и подлых людей, готовых любыми средствами добитьс€ дл€ себ€ власти. яркими красками изобразил поэт ƒмитри€ —амозванц« Ч ставленника польской шл€хты, продавшего интересы своей родины польскому капиталу.

Ќо центральна€ фигура драмы Ч народ, который вли€ет на все историч. событи€. Ќарод €вл€етс€ той могучей силой, к-рой вынужден опасатьс€ царь Ѕорис √одунов. Ќе случайно предок ѕ., изображенный в драмеҐ говорит:

... знаешь ли, чем сильны мы, Ѕасманов?
Ќе войском, нет, не польскою помогой,
ј мнением Ч да! мнением народным.

Ќедовольство народных масс и затаенные мысли самого поэта выражены ѕ. в репликах юродивого. Ќедаром в письме к ¬€земскому в но€бре 1825 ѕ. писал:£«∆уковский говорит, что царь мен€ простит за трагедию Ч навр€д, мой милый. ’оть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упр€тать всех моих ушей под колпак юродивого. “орчат!»

¬ «Ѕорисе √одунове» ѕ. не показал народного восстани€. ƒрама оканчиваетс€ сценой на площади, когда «народ безмолвствует». Ѕелинский правильно угадал заключенную в этих последних словах драмы мысль ѕ., когда утверждал, что «в этом безмолвии народа слышен страшный, трагический голос новой Ќемезиды, изрекающей суд над новою жертвою». ѕушкинска€ фраза о безмолвии народа была использована ¬. ». Ћениным в его статье «–еволюционные дни», посв€щенной событи€м 9 €нвар€ 1905. «ћы должны старатьс€ поспевать за ними, подводить итоги, делать выводы, почерпать из опыта сегодн€шней истории уроки, которые пригод€тс€ завтра, в другом месте, где сегодн€ еще „безмолвствует народ“ и где в ближайшем будущем в той или иной форме вспыхнет революционный пожар» (Ћенин, —оч., т. VII, стр. 82Ч83).

«начение «Ѕориса √одунова» в истории русской драматургии огромно. ƒо ѕ. драма в основном строилась на принципах классицизма и сентиментализма, когда слащавость и ходульность скрывали подлинные черты изображаемых героев, когда люди не выступали как живые типы и характеры. ѕ. создал «Ѕориса √одунова» на основе новых принципов драматургии. ¬ набросках предислови€ к «Ѕорису √одунову» ѕ. писал: «€ твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы шекспировой, а не придворный обычай трагедии –асина». –еализм ѕ. €рко сказалс€ в многогранном изображении им типических черт героев драмы. «” ћольера скупой скуп и только, у Ўекспира Ўейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен», Ч писал ѕ., отдава€ €вное предпочтение Ўекспиру. ” ѕушкина Ѕорис √одунов изображен не только злодеем и убийцей, но он умен, любит своих детей, заботитс€ об их образовании.

ƒрама «Ѕорис √одунов» целиком проникнута народностью. ¬ ней нашло отражение тщательное изучение поэтом устного народного творчества: песен, поговорок, пословиц. ¬ этой величайшей драме, написанной чеканным стихом, слышитс€ народна€ речь, хорошо передающа€ характер русской народной жизни эпохи 16 в. ƒрама «Ѕорис √одунов» вначале не была разрешена к печати. ÷арь Ќиколай I, прочитав драму, предложил поэту переделать ее «в роман или повесть наподобие ¬альтер —котта». ѕушкин отказалс€ от этого, и только в 1831 драма «Ѕорис √одунов» по€вилась в печати.

ƒругим гениальным реалистическим произведением поэта был роман в стихах «≈вгений ќнегин» (1823Ч31), в к-ром ѕ. €вилс€ «не просто поэтом только, но и представителем впервые-пробудившегос€ общественного самосознани€» (Ѕелинский). ¬ романе «≈вгений ќнегин» дана широка€ картина русской жизни начала 19 века. Ѕелинский справедливо назвал его «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Ќародность романа в том, что в нем ѕ. впервые сумел показать русскую жизнь, как она есть, правдиво, глубоко и художественно. »зобража€ двор€нское общество, различные социальные слои этого общества, ѕ. сумел вскрыть те отрицательные €влени€, к-рые обнажают противоречи€ всей феодально-крепостнической системы. √овор€ об отрицательном отношении Ќ. –аевского к роману, ѕ. писал: «ќн ожидал от мен€ романтизма, а нашел сатиру и цинизм». Ќа эти сатирич. элементы романа указывал и „ернышевский в своих стать€х о ѕ. »роничность и сатиричность выступают не только в описании крепостников-помещиков ѕетушковых и Ѕу€новых и высшей петербургской знати, но и в тех многочисленных лирических отступлени€х, которые имеютс€ в романе. «а лирически-шутливым тоном были скрыты горечь и тоска, к-рые наводила на поэта ссылка в глухое село ћихайловское.

¬ романе «≈вгений ќнегин» созданы €ркие типические образы. ¬ образе главного геро€ романа Ч ќнегина Ч ѕ. раскрыл типичные дл€ молодого человека двор€нского общества черты опустошенности и скептич. отношени€ к жизни. ѕ. показал, как от увлечени€ жизнью ќнегин приходит к разочарованию, к неудовлетворенности обществом, его окружающим. ќнегин переживает скуку, тоску, он бесплодно ищет удовлетворени€ своим стремлени€м и чувствам. ќн уедин€етс€ в деревне, много путешествует, но, возвратившись в ѕетербург, находит те же лица, те же маски. ќнегин не может найти в окружающем его обществе возможности применить свои творческие силы и способности. —охранившиес€ наброски сожженной ѕ. заключительной X главы романа показывают, что поэт хотел привести ќнегина в лагерь декабристов. ѕ. настолько типично и €рко изобразил ќнегина, что многие его современники видели в судьбе геро€ романа свою судьбу. Ќа типичность образа ќнегина указывал и √ерцен, когда писал: «‘акт тот, что все мы более или менее ќнегины, раз только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками». ¬ ќнегине ѕушкин создал €ркий образ лишнего человека, к-рый впоследствии получил широкое развитие в русской литературе. Ќар€ду с ќнегиным, ѕ. впервые изобразил глубоко правдивый тип русской девушки “ать€ны Ћариной. √лубока€, люб€ща€ и страстна€ натура, “ать€на, так же как и ќнегин, остро переживает противоречи€ окружающего мира, она чувствует отвращение к фальши и лжи великосветского общества, но бессильна с ним боротьс€ и покор€етс€ силе привычек и традиций. ѕ. создал образ Ћенского Ч романтика по натуре и по духу времени. ќтвлеченные мечты Ћенского, романтические стихи и весь его облик беспочвенного мечтател€, оторванного от действительной русской жизни, €рко и правдиво изображен поэтом. ¬ своем романе ѕ. нарисовал помещичью усадьбу с ее крепостным бытом и нравами. »зобража€ помещицу Ћарину, ее отношени€ к крепостным, н€ню “ать€ны с ее рассказами о т€желой судьбе кресть€нки, ѕ. дал правильное представление о крепостной деревне. ƒаже в экономич. детал€х ѕ. сумел правдиво изобразить свою эпоху. Ќа это указывал ћаркс в одном из примечаний о –икардо в «  критике политической экономии». «¬ поэме ѕушкина отец геро€ никак не может пон€ть, что товар Ч деньги», Ч писал он (см. ћаркс и Ёнгельс, —оч., т. XII, ч. 1, стр. 160, примеч.). ћаркс и Ёнгельс высоко ценили ѕ. —реди книг, по к-рым ћаркс и Ёнгельс учились русскому €зыку, был роман£«≈вгений ќнегин». ¬ысоко ценил ѕушкина и ¬. ». Ћенин. ѕо воспоминани€м Ќ.  .  рупской, Ћенин в сибирской ссылке находил отдых в чтении произведений ѕушкина. ¬ беседе с молодежью ¬ысших художественно-технич. мастерских. ¬. ». Ћенин указывал на роман ѕушкина «≈вгений ќнегин».

¬ романе €рко выступает строга€ соразмеренность всех частей, сюжетность, динамичность, глубока€ лиричность и музыкальность стиха. ѕ. создал гениальное произведение, в к-ром с наибольшей мощью и полнотой про€вилось его художественное мастерство.

ѕосле 1826, нар€ду с работой над «≈вгением ќнегиным», ѕ. углубл€ет тематику своей лирики. ќн насыщает ее философско-политическим содержанием. ѕоэт стремитс€ передать свои сомнени€ и тревоги, наблюдени€ и мысли в форме лирического повествовани€, взволнованного, глубокого и страстного. Ћирика ѕ. этого периода прекрасно передает настроени€ и взгл€ды поэта в годы жесточайшей николаевской реакции. ¬ послании «¬ —ибирь» (1827) ѕ. выражает свое сочувствие сосланным декабристам, а в стихотворении «јрион» (1827) символически изображает свою участь певца движени€ декабристов, оставшегос€ одиноким после разгрома восстани€, как бы после кораблекрушени€:

ѕогиб и кормщик, и пловец!
Ћишь €, таинственный певец,
Ќа берег выброшен грозою.

ѕротив гнета и насили€ направлено и другое стихотворение ѕушкина Ч «јнчар» (1828), в к-ром поэт с возмущением говорит о власти человека над человеком, господина (цар€) над рабом. ¬ р€де стихотворений («ѕоэт», 1827, «„ернь», 1828, «ѕоэту», 1830) ѕ. как бы утверждает свой уход в чистое искусство от всей суеты существующей действительности. ќн не отрицает общественного назначени€ поэзии, но в теории «искусства дл€ искусства» видит в этот период средство защиты от вли€ни€ и давлени€ официальных кругов самодержавного стро€. “акой же характер защиты от реакционной булгаринской клики носит стихотворение ѕ. «ћо€ родословна€» (1830).

ќдиночество и тоска приводили ѕ. к мрачным мысл€м о жизни и своей судьбе («Ѕрожу ли € вдоль улиц шумных», 1829, «Ќе дай мне бог сойти с ума», 1833). ѕ. как бы пытаетс€ философски осмыслить проблему жизни и смерти и всегда приходит к радостному утверждению жизни. ¬ одном из стихотворений, написанных в последние годы жизни, поэт писал:

ќ, нет, мне жизнь не надоела, 
я жить люблю, € жить хочу.
ƒуша не вовсе охладела, 
”трат€ молодость мою.

ѕ. верил в жизнь, в светлое будущее. ќн чувствовал, чту гробового входа млада€ будет жизнь играть», и приветствовал гр€дущее «плем€ младое, незнакомое». –адостью, бодростью, оптимизмом проникнуты многие стихотворени€ ѕ. 30-х гг.

ќтмеча€ огромное общественно-политическое значение этих стихотворений ѕ., наполненных верой в лучшее будущее, √ерцен писал: «ѕервые годы, следовавшие за 1825-м, были ужасающие... Ќе оставалось никаких иллюзий... ƒушой всех мысл€щих людей овладела глубока€ грусть.Ч ќдна лишь звонка€ и широка€ песнь ѕушкина звучала в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполн€ла мужественными звуками насто€щее и посылала свой голос в отдаленное будущее».

Ќе раз обращавшийс€ к историческому прошлому –оссии, ѕ. про€вл€ет особый интерес к эпохе ѕетра I. ¬ поэме «ѕолтава» (1828) он создает героический образ ѕетра I и показывает величие и неустрашимость русского народа, побеждающего своих врагов. ѕобеда над  арлом и ћазепой изображена ѕ. как результат талантливого руководства ѕолтавской битвой ѕетром I, действовавшим вместе со всей армией в интересах русского народа. √етмана ћазепу ѕушкин рисует человеком с низкими душевными качествами Ч эгоистом, честолюбцем, коварным и мстительным. ¬ противовес ћазепе, ѕ. изображает  очубе€ и »скру честными людьми, верными своему народу. ¬ поэме «ѕолтава» ѕ. создал прекрасный образ ћарии. ’удожественное совершенство этой поэмы ѕ. огромно. »зображению ѕетра I посв€щен и неоконченный роман ѕушкина «јрап ѕетра ¬еликого» (1827Ч28). ¬ основу этого произведени€ ѕ. положил материалы о своем предке Ч √аннибале. ѕетр I показан здесь крупнейшим реформатором, к-рый разрушает старые патриархальные пор€дки и способствует приобщению –оссии к западно-европейской культуре. ¬ 1833 ѕ. снова возвращаетс€ к образу ѕетра I в поэме «ћедный всадник», где тема о ѕетре I и его преобразовани€х переплетаетс€ с темой о судьбе «маленького человека». ѕ. изображает бедного чиновника ≈вгени€, «бунт» к-рого против великого и вместе с тем жестокого реформатора –оссии оказываетс€ бессильным. ѕоэтизиру€ образ ѕетра I, ѕ. как бы подчеркивает, что самодержавие несовместимо с развитием свободной личности.

–азвитие пушкинского реализма в 30-х гг. идет по линии углублени€ тематики (маленькие трагедии), изображени€ прошлого русского народа (« апитанска€ дочка») и показа различных слоев общества в социально-бытовых повест€х («ѕовести Ѕелкина» и др.). ѕ. создает драматические сцены « аменный гость», «ѕир во врем€ чумы», «ћоцарт и —альери», «—купой рыцарь», насыщенные глубокими иде€ми. ¬ этих произведени€х ѕ. ставит общечеловеческие проблемы любви, смерти, алчности, зависти и др. Ёти проблемы были поставлены до него в крупнейших произведени€х мировой литературы, но по-новому осмыслены и художественно разрешены ѕ. ¬ маленьких трагеди€х ѕ. про€вил свое гениальное умение проникать в жизнь и быт других народов, мастерски передавать колорит различных исторических эпох, создавать самые разнообразные типы и характеры. ≈го образ —купого рыцар€, нар€ду с мировыми образами шекспировских трагедий, €вилс€ мощным воплощением алчности и низменности, к к-рой приводит людей богатство. ¬ неоконченном произведении «—цены из рыцарских времен» (1835), названном „ернышевским одним из превосходнейших произведений, ѕ. нарисовал картину кресть€нских войн эпохи феодализма. ¬ эти годы ѕ. работает над созданием прозаических произведений. ¬ них он видел возможности более широкого изображени€ действительности, различных социальных слоев современного ему общества, их нравов и быта. ѕростота и легкость повествовани€, чистота литературного €зыка, €сность сюжета Ч все это обеспечило огромный успех прозаическим произведени€м ѕ. ¬ «ѕовест€х Ѕелкина» ѕ. изображает «маленьких людей», €вл€ющихс€ жертвой жестоких нравов современного общества. ¬ одной из своих повестей, в «—танционном смотрителе», ѕ. рассказывает о жизненной драме мелкого чиновника ¬ырина. »зобража€ «маленького человека» из чиновничьего мира, обыкновенных людей среднего сослови€, ѕ. показал, что и «маленькие люди» тоже умеют глубоко чувствовать и переживать. “еме капиталистич. города посв€щена повесть «ѕикова€ дама» (1834), в к-рой ѕ. создает образ √ермана, человека, стрем€щегос€ владеть богатством и силой.

¬ другой повести Ч «ƒубровский» (1834) Ч ѕ. рисует борьбу мелкопоместного двор€нина ƒубровского с властным и вли€тельным крепостником “роекуровым. «Ѕунт» ¬ладимира ƒубровского оказываетс€ реальным только тогда, когда ƒубровский находит поддержку у восставших кресть€н. ¬ этой повести тема обиженного двор€нина тесно переплетаетс€ с темой кресть€нского восстани€. –ису€ образы кресть€н, ѕ. показывает в них черты глубокой человечности и чувство ненависти к своим поработител€м. “еме кресть€нства посв€щен также неоконченный рассказ «»стори€ села √орюхина» (1831). ¬ нем ѕ. дал €ркую сатирическую картину помещичьего произвола в крепостной деревне. Ќаиболее выдающеес€ прозаическое произведение ѕ. Ч « апитанска€ дочка» (1836), написанна€ на основе собранных им материалов о восстании ѕугачева. ¬ нем дано широкое художественное полотно из истории кресть€нского движени€ в –оссии. ѕ. по-новому освещает образ ѕугачева Ч руководител€ кресть€нского восстани€. ќн не изображает его тупым и никчемным человеком, разбойником, как это делали предшествовавшие ѕ. писатели и историки, а надел€ет ѕугачева чертами народного вожд€. ѕ. показывает неразрывную св€зь ѕугачева с массами, симпатии и любовь к нему народа. ќн выдел€ет такие черты в характере ѕугачева, как великодушие, гуманность, чуткость. ѕугачев изображен ѕушкиным с большой теплотой и сочувствием. ѕ. не скрывает своего восхищени€ природным умом ѕугачева и видит в нем €рко одаренную личность. ¬ образе √ринева ѕушкин рисует молодого двор€нина, к-рый, несмотр€ на непри€знь к пугачевскому восстанию, проникаетс€ уважением к ѕугачеву. ѕ. показывает другого двор€нина Ч Ўвабрина, Ч перешедшего на сторону восставших кресть€н. ∆иво и художественно изображены ѕ. простые люди Ч жители захолустной крепости. ќсобенно значительны образы капитана ћиронова и его дочки ћаши. Ѕелинский называл « апитанскую дочку» «ќнегиным» в прозе. ≈сли роман «≈вгений ќнегин» «есть поэма историческа€ в полном смысле слова, хот€ в числе ее героев нет ни одного исторического лица» (Ѕелинский), то повесть « апитанска€ дочка» очень близка к современности, хот€ в ней выведены исторические лица и событи€. ѕ. вз€л проблему кресть€нского движени€ и на материале исторического прошлого показал, как велико значение движени€ народных масс.

¬ области художественной прозы, так же как и в области драмы и поэзии, ѕ. про€вил гениальные способности художника-реалиста. —охранившиес€ планы и конспекты его прозаич. произведений свидетельствуют о широте и многообразии творческих замыслов ѕ., воплощению к-рых помешала мрачна€ эпоха николаевской реакции, преждевременно погубивша€ великого поэта.

ѕродолжа€ изучать жизнь и быт русского народа, ѕ. в 30-е годы про€вл€ет большой интерес к устному народному творчеству. ќн пишет сказки, в которых пользуетс€ фольклорными сюжетами. ќсобенно значительнЗ «—казка о попе и работнике его Ѕалде» (1831), подчеркивающа€ силу и превосходство природного кресть€нского ума над тупостью и никчемностью эксплоататора-попа. ¬ этой сказке, так же как в «—казке о золотом петушке» (1834), «—казке о царе —алтане» (1831) и др., «насмешливое, отрицательное отношение народа к попам и цар€м Ч ѕушкин не скрыл, не затушевал, а, напротив, оттенил еще более резко» (√орький). ќбраща€сь к «свежим вымыслам народным», ѕ. создал поэтич. произведени€, к-рые были настолько близки к народным сказкам, что вошли в репертуар народного сказового творчества («—казка о рыбаке и рыбке», 1833). Ќа основе материалов, собранных в ћихайловском, ѕ. создал «ѕесни о —теньке –азине» (1826), а ознакомившись с материалами народного творчества слав€н, обработанными известным французским писателем ћериме, пишет «ѕесни западных слав€н» (1832).

Ќе менее значительны работы ѕ. в области публицистики. ≈го две выдающиес€ статьи о –адищеве («јлександр –адищев» и «ѕутешествие из ћосквы в ѕетербург») свидетельствуют о неизменном интересе ѕ. к истории русского освободительного движени€. —татьи ѕ. о –адищеве не были напечатаны, но предназначались дл€ печати, поэтому ѕ. не мог высказать полностью все свои мысли о –адищеве. Ќо и те отдельные места в «ѕутешествии из ћосквы в ѕетербург», в которых поэт соглашаетс€ с –адищевым, достаточно убедительно показывают, что ѕ. был противником крепостнической системы. ¬ одном из своих писем 1823 ѕ. писал: « ак можно в статье о русской словесности забыть –адищева.  ого же мы будем помнить?». ќ –адищеве ѕ. говорит и в первом варианте стихотворени€ «ѕам€тник», в к-ром поэт подводил итоги своей творческой де€тельности:

» долго буду тем любезен € народу,
„то чувства добрые € лирой пробуждал,
„то вслед –адищеву восславил € —вободу
» милость к падшим призывал.

“ворчество ѕ. открыло новую страницу в истории русской литературы. — его именем св€зано быстрое развитие русского реализма, создание произведений, правдиво и глубоко отображающих действительность. “о, что было пройдено в зап.-европейской литературе в течение столети€, то было проделано в русской литературе ѕ. за 20 лет. ѕ. создал новую русскую литературу, к-ра€ стала органической частью мировой литературы. ќн открыл путь дл€ развити€ всей последующей русской реалистической литературы. Ѕелинский правильно указывал, что «писать о ѕушкине Ч значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объ€сн€ют ѕушкина, так ѕушкин объ€сн€ет последовавших за ним писателей». ѕушкин был учителем многих выдающихс€ русских писателей. ќн был воспитателем великого сатирика √огол€. ќн подсказал √оголю сюжеты «–евизора» и «ћертвых душ».

ѕ. создал русский литературный €зык, который до него был отдален от народа и недоступен массам. ќн сблизил разговорный €зык с литературным. Ёто имело огромное значение дл€ воспитани€ и образовани€ народа. ¬месте с новым поэтич. €зыком входили в литературу новые термины и слова, вз€тые из народной речи; обыденные вещи, о к-рых не полагалось говорить в поэзии, были ѕушкиным опоэтизированы. ќб этой величайшей заслуге ѕушкина „ернышевский писал: «„ерез него разлилось литературное образование на дес€тки тыс€ч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. ќн первый возвел у нас литературу в достоинство национального дела». ѕушкин тщательно изучал €зык народа. ќн настаивал на необходимости изучени€ писател€ми не только разговорного €зыка простого народа, но и народных обычаев, песен и сказок. «Ќе решу, Ч писал он, Ч какой словесности отдать предпочтение, но есть у нас свой €зык; смелее! Ч обычаи, истори€, песни, сказки Ч и проч.». ѕ. сам собирал народные песни, поговорки и пословицы. ќн намеревалс€ издать русские песни. Ёлементами фольклора проникнуты многие произведени€ ѕ., в частности, его неоконченное драматич. произведение «–усалка» (1833).  ак герой греческой мифологии јнтей, к-рый дл€ укреплени€ своих сил прикасалс€ к матери-земле, так ѕ. обращалс€ к народной поэзии и черпал из нее неисс€каемые запасы народной мудрости, поэтические образы, художественные краски.

ѕ. был действительно «взыскательным художником». ѕланы, конспекты и черновые рукописи его произведений показывают, как усиленно, упорно работал поэт над тем, чтобы сделать свои мысли и слова наиболее четкими, доступными, художественно выразительными. ќн настаивал на необходимости краткости и лаконичности выражений. «“очность и краткость Ч вот первые достоинства прозы, Ч писал ѕ.Ч ќна требует мыслей и мыслей Ч без них блест€щие выражени€ ни к чему не служат». ѕ. показал образцы этого в своей художественной прозе и поэзии. « ажда€ страница пушкинского произведени€ кипит умом и жизнью образованной мысли, потому что каждый стих, кажда€ строка ѕушкина затрагивала, возбуждала мысль» („ернышевский). ѕ. умел краткими, меткими характеристиками, несколькими штрихами обрисовать облик геро€. ѕ. €вилс€ мастером социально-психологической характеристики. ѕереживани€ его героев св€заны с изображением общественно-социальной среды, с происход€щими событи€ми. —вои философские и общественно-политические взгл€ды ѕ. выражал в конкретных художественных образах. ѕ. был новатором в создании таких жанров, как маленькие трагедии, роман в стихах, социально-бытова€ повесть. ћногообразие созданных им жанров показывает, что ѕ. сумел запечатлеть свои мысли и чувства в разнообразных формах, к-рые наиболее соответствовали его творческим замыслам.

ѕ. оставил много теоретич. статей и заметок, касающихс€ различных вопросов литературы, искусства. Ёти материалы говор€т о высокой образованности ѕ., о его огромном интересе к эстетическим и литературно-критическим вопросам.  аждое новое произведение ѕ. расценивал прежде всего с точки зрени€ интересов развити€ русской национальной литературы. ¬ своих стать€х ѕ. писал о задачах и назначении писател€, о сущности искусства, о проблемах реализма, народности и т. д. ѕ. работал над историей русской литературы, над исследованием одного из величайших русских литературных пам€тников Ч «—лова о полку »гореве». Ёстетические взгл€ды ѕ. формировались под вли€нием ¬ольтера и ƒидро, Ћессинга и √Єте. ќднако сам ѕ. внес много оригинального и значительного в область искусствоведени€ и литературоведени€. “ворчество ѕ. €вл€етс€ огромным вкладом в сокровищницу мировой культуры. „ернышевский писал о ѕ.: «он научил публику любить и уважать литературу, возбудил сильный интерес к ней в обществе, научил литераторов писать о том, что занимательно и полезно дл€ русских читателей. ѕоэтому-то и справедливо считают его первым истинно великим русским поэтом, потому-то ни один образованный русский человек не может произносить его имени без глубокого почтени€, без живой признательности» („ернышевский).

ѕо своим иде€м ѕушкин близок нашей социалистической эпохе. ѕушкин приветствовал прогресс, нравственное совершенствование, любовь к свободе, к просвещению, к науке. ¬ своем творчестве он выразил те идеЗ гуманизма, которые были заложены в русском народе, но не могли быть развиты в услови€х самодержави€, крепостничества и капитализма. ѕ. был верным сыном своего народа, в недрах к-рого рос и развивалс€ революционный размах, иде€ освобождени€ родины от рабства и произвола. “ворчество ѕ. приобрело такой могучий характер благодар€ тому, что он активно боролс€ против крепостничества, ненавидел рабство и произвол, стремилс€ к политич. свободе. ѕ. Ч великий народный поэт. —оздава€ свои произведени€, он смотрел на действительность «глазами всего народа», выражал мысли и настроени€ всего народа. ѕ. мог смело сказать о себе:

» неподкупный голос мой
Ѕыл эхо русского народа.

Ѕелинский, к-рый первый указал, что ѕ. Ч истинно народный, истинно национальный поэт, вместе с тем подчеркивал, что широким массам народа он не известен, ибо «наш народ не знает ни одного своего поэта, благодар€ темноте и забитости». ќ ѕушкине можно сказать то же, что говорил Ћенин о Ћ. “олстом: он был «известен ничтожному меньшинству даже в –оссии. „тобы сделать его великие произведени€ действительно досто€нием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного стро€, который осудил миллионы и дес€тки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот» (Ћенин, —оч., т. XIV, стр. 400).

“ворчество ѕ. стало широко известным и доступным всему народу только после победы ¬еликой ќкт€брьской социалистич. революции. ѕ. стал любимым поэтом миллионов советских читателей. ≈го произведени€ переведенЪ на 58 €зыков народов —оветского —оюза и на 41 €зык народов зарубежных стран. ≈го произведени€ издаютс€ миллионными тиражами. ¬ то врем€ как в старой царской –оссии за период 1899Ч1916 общий тираж произведений ѕ. составил всего 37.000 экземпл€ров, в ———– за один 1936/37 этот тираж выразилс€ в 17.720.000 экземпл€ров. –астет советское пушкиноведение, имеющее огромные успехи в деле изучени€ пушкинского наследства, освобождени€ его от цензурных искажений, в розысках новых материалов о жизни и творчестве поэта. ѕушкинский столетний юбилей 1937 показал, как люб€т и знают своего гениального поэта широкие массы —оветского —оюза. «ѕушкин Ч слава и гордость великого русского народа», который по праву гордитс€ «своей ролью в истории, своими писател€ми и поэтами» (из передовой «ѕравды» от 10/II 1937).

—оч.П ѕ.: —очинени€ јлександра ѕушкина, 11 тт., —ѕЅ, 1838Ч41 (3 последн. тома при участии ∆уковского, ѕлетнева и др.); —очинени€ ѕушкина, 7 тт., изд. ѕ. ¬. јнненкова, —ѕЅ, 1855Ч57; —очинени€ ј. —. ѕушкина, 6 тт., изд. я. ј. »сакова, —ѕЅ, 1859Ч60; —тихотворени€ ѕушкина, не вошедшие в последнее собрание его сочинений, Ѕерлин, 1861, 2 изд., Berlin, 1870; —очинени€ и письма, под ред. ѕ. ћорозова, т. IЧVIII, —ѕЅ, 1903Ч04; —очинени€ ѕушкина, 11 тт., изд. јкадемии наук, —ѕЅ, 1899Ч1914; —очинени€ ѕушкина. ѕереписка, 3 тт., изд. јкадемии наук, —ѕЅ, 1906Ч11; —обрание сочинений, под ред. —. ј. ¬енгерова™ 6 тт., изд. Ѕрокгауз и ≈фрон, —ѕЅ, 1907Ч15 (со множ. иллюстраций); »збр. сочинени€ в одном томе, под ред. Ѕ. ¬. “омашевского и  . ’алабаева, 5 изд., Ћ.Ч ћ., 1933; ѕолное собрание сочинений, 6 тт., 4 изд., изд. «’удожественна€ литература», ћ., 1936; ѕолное собрание сочинений, 6 тт., «Academia», ћ.ЧЋ., 1936Ч38, 9 тт., «Academia», ћ., 1935Ч37; ѕолное собрание сочинений, 15 тт., изд. јкадемии наук, ћ.ЧЋ., 1937 (пока вышло 5 тт.); ѕисьма. ѕод ред. Ѕ. ј. ћодзалевского, т. IЧIII, ћ.ЧЋ., 1926Ч1936; –укою ѕушкина. Ќесобранные и неопубликованные тексты, «Academia», ћ.ЧЋ., 1935; ѕушкинЧкритик. ѕодбор текстов, комментарии и вступит. ст. Ќ. ¬. Ѕогословского, «Academia», ћ.Ч Ћ., 1934.

Ѕиографические материалы о ѕушкине: ѕлетнев ѕ. ј., ј. —. ѕушкин, «—овременник», —ѕЅ, 1838, т. X; Ѕартенев ѕ. »., ј. —. ѕушкин. ћатериалы дл€ его биографии, ћ., 1855; јнненков ѕ. ¬., ј. —. ѕушкин. ћатериалы дл€ его биографии и оценки его произведений, 2 изд., —ѕЅ, 1873, и в собр. соч. ѕушкина, изд. јнненкова, т. I и VII, —ѕЅ, 1855; „ернышевский Ќ. √., ј. —. ѕушкин. ≈го жизнь и сочинени€, —ѕЅ, 1856, 2 изд., —ѕЅ, 1864, переп. в ѕолном собрании сочинений „ернышевского, т. X, ч. 2, —ѕЅ, 1906; јнненков ѕ. ¬., ѕушкин в јлександровскую эпоху, 1799Ч1826, —ѕЅ, 1874; ¬€земский ѕ. ѕ., ј. —. ѕушкин. 1826Ч37. ѕо документам ќстафьевского архива и личным воспоминани€м, —ѕЅ, 188; ћайков Ћ. Ќ., ѕушкин. Ѕиографические материалы и историко-литературные очерки, —ѕЅ, 1899; ƒела III ќтделени€ собственной его имп. вел. канцел€рии об ј. —. ѕушкине, —ѕЅ, 1906; Ћернер Ќ. ќ., ј. —. ѕушкин, “руды и дни, 2 изд., —ѕЅ, 1910; ѕущин ». »., «аписки о ѕушкине, ћ., 1937; ўеголев ѕ. ≈., ƒуэль и смерть ѕушкина, 3 изд., Ћ., 1928; его же, ѕушкин и мужики, ћ., 1928; ћодзалевский Ѕ. Ћ., Ѕиблиотека ј. —. ѕушкина (Ѕиблиографич. описание), «ѕушкин и его современники», т. III, вып. 9Ч10, —ѕЅ, 1910; его же, ѕушкин, —борник статей, Ћ., 1929; ¬ересаев ¬. ¬., ѕушкин в жизни, 2 тт., 6 изд., ћ., 1936Ч37; его же, ∆изнь ѕушкина, ћ., 1936; јшукин Ќ. —., ∆ивой ѕушкин, статьи, ћ., 1934; ќксенов ». ј., ∆изнь ј. —. ѕушкина, Ћ., 1937; Ѕродский Ќ. Ћ., ј. —. ѕушкин, Ѕиографи€, ћ., 1937;  ирпотин ¬. я., јлександр —ергеевич ѕушкин. 1799Ч1837, ћ., 1937.

»зучение творчества ѕушкина: Ѕелинский ¬. √., —очинени€ јлександра ѕушкина, Ћ., 1937; [„ернышевский Ќ. √.], —очинени€ ѕушкина, изд. ѕ. ¬. јнненкова, т. I и II, «—овременник», 1855, т. XLIX, L, LII, и в его кн.: »збранные сочинени€. Ёстетика-критика..., ћ., 1934; ƒобролюбов Ќ. ј., ѕолное собрание сочинений, 6 тт., под общ. ред. Ћебедева-ѕол€нского, ћ.ЧЋ., 1934, т. I. Ћитературна€ критика. —татьи и рецензии 1856Ч58; ѕлеханов √. ¬., Ћитературные взгл€ды ¬. √. Ѕелинского, «Ќовое слово», 1897, є 10 и 11, и —очинени€, т. X, 2 изд., ћ.ЧЋ., 1925, √орький ћ., ќ ѕушкине, ћ.ЧЋ., 1937 (јкадеми€ наук ———–. »н-т литературы. ѕушкинский дом); √ригорьев ј. ѕ., ¬згл€д на русскую литературу со смерти ѕушкина, «–усское слово», 1859, є 2 и 3; ѕисарев ƒ. »., »збранные сочинени€ в 2 тт., т. II, ћ., 1935; ƒостоевский ‘. ћ., –ечь о ѕушкине, в его кн.: ƒневник писател€, —ѕЅ, 1880;  оробка Ќ., Ћичность в русском обществе и литературе нач. 19 в. ѕушкин Ч Ћермонтов, —ѕЅ, 1903; ќвс€нико- уликовский ƒ., —обрание сочинений, т. IV, —ѕЅ, 1909; √ершензон ћ. ќ., —татьи о ѕушкине, Ћ. 1926; јйхенвальд ё., ѕушкин, 2 изд., ћ., 1916; Ћуначарский ј. ¬., Ћитературные силуэты, ћ., 1925 (статьи о ѕушкине); его же, јлександр —ергеевич ѕушкин. ¬ступ. ст. в т. I ѕолного собрани€ сочинений ѕушкина, 6 тт., 4 изд., ћ., 1936; Ѕрюсов ¬. я., ћой ѕушкин. ћ.ЧЋ., 1929; ∆ирмунский ¬. ћ., Ѕайрон и ѕушкин. »з истории романтич. поэмы, Ћ., 1924; ’рапченко ћ., “ворчество ѕушкина, «Ћитературна€ учеба», ћ., 1934, є 4Ч5; Ѕлагой ƒ. ƒ., –азвитие реализма в творчестве ѕушкина, «Ћитературна€ учеба», ћ., 1935, є 1; ¬иноградов ¬., язык ѕушкина, ћ.ЧЋ., 1935;  ирпотин ¬. я., Ќаследие ѕушкина и коммунизм, 2 изд., ћ., 1938; ћейлах Ѕ. —., ѕушкин и русский романтизм, ћ.ЧЋ., 1937; ярославский ≈., јтеизм ѕушкина, ћ., 1937; ј. —. ѕушкин. 1837Ч1937 (—борник статей), ћ., 1937; ѕушкин. ¬ременник ѕушкинской комиссии, јкадеми€ наук, т. IЧV, ћ.ЧЋ., 1836Ч39;К«Ћитературное наследство», є 16/18, ћ., 1934; ј. —. ѕушкин в изобразительном искусстве, Ћ., 1937; ѕушкин в музыке.  аталог. 1837Ч1937, ћ., 1937.

ќбщие пособи€ по изучению критики о ѕушкине: «елинский ¬., –усска€ критическа€ литература о произведени€х ј. —. ѕушкина, 7 частей, ћосква, 1887Ч99; ѕокровский ¬. »., ј. —. ѕушкин, его жизнь и сочинени€. —борник историко-литературных статей, ћ., 1905; Ѕлагой ƒ.,  ритика о ѕушкине, ѕолное собрание сочинений ј. —. ѕушкина, т. VI, прилож. к « расной ниве», ћ.ЧЋ., 1931.

Ѕиблиографич. обзоры литературы о ѕушкине: —ин€вский Ќ. ј. и ÷€вловский ћ., ѕушкин в печати. 1814Ч1837, ћ., 1914; их же, ѕушкин в печати. 1814Ч1837, ’ронологический указатель произведений ѕушкина, напечатанных при его жизни, 2 изд., ћ., 1938; ѕушкин в печати за сто лет (1837Ч1937). —оставила  . ѕ. Ѕогаевска€. ѕод редҐ ћ. ј. ÷€вловского, ћ., 1938; ћежов ¬. »., Puschkiniana, —ѕЅ, 1886; ‘омин ј. √., Puschkiniana, 1900Ч10, Ћ., 1929; его же, Puschkiniana, 1911Ч17, ћ.ЧЋ., 1937; ћезиер ј. ¬., –усска€ словесность с 11 по 19 столети€ включительно, ч. 2, —ѕЅ, 1902; ¬ладиславлев ». ¬., –усские писатели 19 века, 4 изд., ћ.ЧЋ., 1924; “омашевский Ѕ., ѕушкин, Ћ., 1925; ћейлах Ѕ. —. и Ёштейн ј., ∆изнь и творчество ј. —. ѕушкина, ћ.Ч Ћ., 1937.

ƒ. √ершензон.