Купить диплом можно на http://i-diploma.com 

М. С. Щепкину


Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. — 1935.
Записи в альбомах.
Прозаические записи.


5.

М. С. Щепкину

17 мая 1836 Москва

Записки Актера Щепкина

Я родился въ Курской Губернии Обоянскаго уезда въ селе Красномъ, что на речке Пенке

Примечания

Печатается по facsimile, приложенному к первому изданию «Записок М. С. Щепкина», изд. Н. М. Щепкина, М. 1864. Подлинник хранился в ГИМ, но нам остался недоступен (см.р«Русский Библиофил» 1914, № 7, стр. 49 (№ 351), «Речь» от 11 августа 1913 г., № 217, стр. 2, и «Рампа и жизнь» 1913, № 32; в двух последних изданиях дано facsimile). Знакомство Пушкина с знаменитым актером Михаилом Семеновичем Щепкиным (6 ноября 1788 г. — 11 августа 1863 г.) произошло, вероятно, вскоре после возвращения поэта из ссылки в 1826 г., но имя Щепкина, как актера, Пушкину должно было быть известно еще с начала 1820-х годов. Сохранилось известие об одной их встрече, 27 марта 1829 г., на завтраке у М. П. Погодина (см. М. А. Цявловский, «Пушкин по документам Погодинского архива» в ПС, XIX—XX, 94; РА 1878, II, 50; 1882, III 81; Нµ Барсуков «Жизнь и труды М. П. Погодина», II, 304). Вероятно, Пушкин видел М. С. Щепкина и на сцене. 9 июня 1832 г. Щепкин поставил в свой бенефис (в Петербургском Большом театре) драматическую переделку «Цыган» Пушкина, в которой читал роль старика-цыгана (переделка эта поставлена была также и 12 июня) (см. «Русский Вестник» 1895, октябрь, стр. 317, и «Пушкин», изд. журн. «Русский Библиофил», СПб. 1911, стр. 75). К 1836 г. относятся сведения о встречах Пушкина и Щепкина в Москве у общего их приятеля П. В. Нащокина. А. Щепкина в своих воспоминаниях об М. С. Щепкине говорит, что «в Соколове встречал М. С. Щепкин нашего славного поэта Пушкина, который бывал там у П. В. Нащокина. Позднее Пушкин посетил несколько раз и дом М. С. Щепкина, чтобы видеться у него с Белинским, которого приглашали тогда принять работу для журнала, в издании которого участвовал Пушкин в Москве» (РА 1889, I, 549). В одну из таких встреч, в мае 183® г., Пушкин беседовал с Щепкиным о постановке «Ревизора» в Москве и разделил с ним опасение, как бы комедия не показалась московской публике «карикатурной и грязной». «Пошли ты за Гоголем, — писал поэт жене 5 мая, — и прочти ему следующее: видел я Актера Щепкина, который ради Христа просит его приехать в Москву, прочесть Ревизора. Без него Актерам не спеться. Он говорит, комедия будет карикатурна и грязна (к чему Москва всегда имела поползновение). С моей стороны, это же ему советую: не надобно, чтоб Ревизор упал в Москве, где Гоголя более любят, нежели в П. Б.» (АП, III, 309; см. также ibidem, 396 и 427). Здесь, в Москве 17 мая 183Њ г. Пушкин понуждал М. С. Щепкина заняться своими мемуарами; одновременно он упрашивал об этом Нащокина, который отчасти и выполнил просьбу Пушкина (см. стр. 125). В этот день Пушкин подарил Щепкину тетрадь для будущих «Записок актера Щепкина» и сам вписал начальные строки их, чтобы тем закрепить необходимость их написания. Эту необходимость Пушкин, как известно, ясно сознавал, уговаривая всякого более или менее интересного человека, с которым встречался, писать мемуары. А. О. Смирновой (см. стр. 658), И. И. Дмитриеву, П. В. Нащокину (см. стр. 124—125), Н. А. Дуровой он советовал писать свои воспоминания. Толчок Пушкина хотя и не сразу, но подействовал на М. С. Щепкина, и благодаря Пушкину и впоследствии В. Г. Белинскому и А. И. Герцену мы располагаем теперь интереснейшими записками Щепкина (историю их написания и дальнейшей публикации см. в предисловии А. Б. Дермана к «Запискам крепостного актера М. С. Щепкина», М. 1928, стр. 3—15). «Как красноречиво выражается в этом поступке важность интереса, который придавал Пушкин запискам актера Щепкина!» — восклицал позже С. Т. Аксаков («Московские Ведомости» 1855, № 143, и «Собрание сочинений С. Т. Аксакова», под ред. А. Г. Горнфельда, СПб. 1910, IV, 462—463). Память Пушкина была для Щепкина драгоценна. «И как личность, и как поэт, Пушкин навсегда остался одним из самых дорогих Щепкину сокровищ души» — говорит Н. О. Лернер (см. «Речь» от 11 августа 1913, № 217, стр. 2). А. Стахович в своих воспоминаниях передает, что Щепкин «иногда сидит, задумавшись, и тихо начнет произносить стихотворение Пушкина: «Во глубине сибирских руд, храните гордое терпенье...» и со слезами кончит: «Как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас!» С благоговением показывал он мне тетрадь, подаренную ему Пушкиным для его записок. На первой странице этой тетради Пушкин написал: «Записки актера Щепкина» и сам же написал первые строки... в таком-то году, там-то родился М. С. Щепкин» (РС 1896, № 5, стр. 357). Об отношении М. С. Щепкина к смерти Пушкина см. в рассказах Н. И. Куликова в РС 1881, № 8, стр. 615—616, 618—619. Памятником дружественных отношений Щепкина к Пушкину является великолепный список «Скупого рыцаря» с акварелями художника Павла Соколова, который Щепкин подарил известной актрисе Рашель, «великой художнице драматического искусства», 19 февраля 1854 г., когда она покидала Россию после своих знаменитых гастролей (см. ПС XII, 42). Экземпляр этот, в котором находятся портреты Пушкина и Щепкина, хранится теперь в ИРЛИ (Онегинское собрание). См. также статью Н. О. Лернера «Щепкин и Пушкин (историческая справка)» в «Речи» от 11 августа 1913 г., № 217, стр. 2.