—качать текст произведени€

ќ народном воспитании


ќ Ќј–ќƒЌќћ ¬ќ—ѕ»“јЌ»»

ѕоследние происшестви€ обнаружили много печальных истин. Ќедостаток просвещени€ и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждени€. ѕолитические изменени€, вынужденные у других народо≈ силою обсто€тельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий. Ћет 15 тому назад молодые люди занимались только военною службою, старались отличатьс€ одною светской образованностию или шалост€ми; литература (в то врем€ столь свободна€) не имела никакого направлени€; воспитание ни в чем не отклон€лось от первоначальных начертаний. 10 лет спуст€ мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего воспитани€, разговор исключительно политический; литературу (подавленную самой своенравною цензурою), превратившуюс€ в рукописные пасквили на правительство и возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные.

ясно, что походам 13 и 14 года, пребыванию наших войск во ‘ранции и в √ермании должно приписать сие вли€ние на дух и нравы того поколени€, коего несчастные представители погибли в наших глазах; должнШ наде€тьс€, что люди, раздел€вшие образ мыслей заговорщиков, образумились; что, с одной стороны, они увидели ничтожность своих замыслов и средств, с другой Ч необъ€тную силу правительства, основанную на силе вещей. ¬еро€тно, брать€, друзь€, товарищи погибших успоко€тс€ временем и размышлением, поймут необходимость и прост€т оной в душе своей. Ќо надлежит защитить новое, возрастающее поколение, еще не наученное никаким опытом и которое скоро €витс€ на поприще жизни со всею пылкостию первой молодости, со всем ее восторгом и готовностию принимать вс€кие впечатлени€.

Ќе одно вли€ние чужеземного идеологизма пагубно дл€ нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитани€ есть корень вс€кого зла. Ќе просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июл€ 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей поры≈ в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец Ч погибель. —кажем более: одно просвещение в состо€нии удержать новые безумства, новые общественные бедстви€.

„ины сделались страстию русского народа. “ого хотел ѕетр ¬еликий, того требовало тогдашнее состо€ние –оссии. ¬ других земл€х молодой человек кончает круг учени€ около 25 лет; у нас он торопитс€ вступитЫ как можно ранее в службу, ибо ему необходимо 30-ти лет быть полковником или коллежским советником. ќн входит в свет безо вс€ких основательных познаний, без вс€ких положительных правил: вс€ка€ мысль дл€ него нова, вс€ка€ новость имеет на него вли€ние. ќн не в состо€нии ни повер€ть, ни возражать; он становитс€ слепым приверженцем или жалким повторителем первого товарища, который захочет оказать над ним свое превосходство или сделать из него свое орудие.

 онечно, уничтожение чинов (по крайней мере гражданских) представл€ет великие выгоды; но си€ мера влечет за собою и беспор€дки бесчисленные, как вообще вс€кое изменение постановлений, осв€щенных времене≈ и привычкою. ћожно, по крайней мере, извлечь некоторую пользу из самого злоупотреблени€ и представить чины целию и досто€нием просвещени€; должно увлечь все юношество в общественные заведени€, подчиненные надзору правительства; должно его там удержать, дать ему врем€ перекипеть, обогатитьс€ познани€ми, созреть в тишине училищ, а не в шумной праздности казарм.

¬ –оссии домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холоп€ми, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких пон€тий о справедливости, о взаимных отношени€х людей, об истинной чести. ¬оспитание его ограничиваетс€ изучением двух или трех иностранных €зыков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нан€тым учителем. ¬оспитание в частных пансионах не многим лучше; здесь и там оно кончаетс€ на 16-летнем возрасте воспитанника. Ќечего колебатьс€: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное.

Ќадлежит всеми средствами умножить невыгоды, сопр€женные с оным (например, прибавить годы унтер-офицерства и первых гражданских чинов).

”ничтожить экзамены. ѕокойный император, удостовер€сь в ничтожестве ему предшествовавшего поколени€, желал открыть дорогу просвещенному юношеству и задержать как-нибудь стариков, закоренелых в безнравствия и невежестве. ќтселе указ об экзаменах, мера слишком демократическа€ и ошибочна€, ибо она нанесла последний удар двор€нскому просвещению и гражданской администрации, вытеснив всЄ новое поколение в военную службу. ј так как в –оссии всЄ продажно, то и экзамен сделалс€ новой отраслию промышленности дл€ профессоров. ќн походит на плохую таможенную заставу, в которую старые инвалиды пропускают за деньги тех, которые не умели проехать стороною. »так (с такого-то году), молодой человек, не воспитанный в государственном училище, вступа€ в службу, не получает вперед никаких выгод и не имеет права требовать экзамена.

”ничтожение экзаменов произведет большую радость в старых титул€рных и коллежских советниках, что и будет хорошим противудействием ропоту родителей, почитающих своих детей обиженными.

„то касаетс€ до воспитани€ заграничного, то запрещать его нет никакой надобности. ƒовольно будет опутать его одними невыгодами, сопр€женными с воспитанием домашним, ибо, 1-е, весьма немногие станут пользоватьс€ сим позволением; 2-е, воспитание иностранных университетов, несмотр€ на все свои неудобства, не в пример дл€ нас менее вредно воспитани€ патриархального. ћы видим, что Ќ. “ургенев, воспитывавшийс€ в √етингенском университете, несмотр€ на свой политический фанатизм, отличалс€ посреди буйных своих сообщников нравственностию и умеренностию Ч следствием просвещени€ истинного и положительных познаний. “аким образом, уничтожив или, по крайней мере, сильно затруднив воспитание частное, правительству легко будет зан€тьс€ улучшением воспитани€ общественного.

Ћанкастерские школы вход€т у нас в систему военного образовани€ и, следовательно, состо€т в самом лучшем пор€дке.

 адетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требуют физического преобразовани€, большего присмотра за нравами, кои наход€тс€ в самом гнусном запущении. ƒл€ сего нужна полици€, составленна€ из лучших воспитанников; доносы других должны быть оставлены без исследовани€ и даже подвергатьс€ наказанию; чрез сию полицию должны будут доходить и жалобы до начальства. ƒолжно обратить строгое внимание на рукописи, ход€щие между воспитанниками. «а найденную похабную рукопись положить т€гчайшее наказание; за возмутительную Ч исключение из училища, но без дальнейшего гонени€ по службе: наказывать юношу или взрослого человека за вину отрока есть дело ужасное и, к несчастию, слишком у нас обыкновенное.

”ничтожение телесных наказаний необходимо. Ќадлежит заранее внушить воспитанникам правила чести и человеколюби€; не должно забывать, что они будут иметь право розги и палки над солдатом; слишком жестокое воспитание делает из них палачей, а не начальников.

¬ гимнази€х, лице€х и пансионах при университетах должно будет продлить, по крайней мере, 3-м€ годами круг обыкновенный учени€, по мере того повыша€ и чины, даваемые при выпуске.

ѕреобразование семинарий, рассадника нашего духовенства, как дело высшей государственной важности, требует полного особенного рассмотрени€.

ѕредметы учени€ в первые годы не требуют значительной перемены.  ажетс€, однако ж, что €зыки слишком много занимают времени.   чему, например, 6-летнее изучение французского €зыка, когда навык света и без того слишком уже достаточен?   чему латинский или греческий? ѕозволительна ли роскошь там, где чувствителен недостаток необходимого?

¬о всех почти училищах дети занимаютс€ литературою, составл€ют общества, даже печатают свои сочинени€ в светских журналах. ¬сЄ это отвлекает от учени€, приучает детей к мелочным успехам и ограничивае© идеи, уже и без того слишком у нас ограниченные.

¬ысшие политические науки займут окончательные годы. ѕреподавание прав, политическа€ экономи€ по новейшей системе —е€ и —исмонди, статистика, истори€.

»стори€ в первые годы учени€ должна быть голым хронологическим рассказом происшествий, безо вс€ких нравственных или политических рассуждений.   чему давать младенствующим умам направление одностороннее, всегда непрочное? Ќо в окончательном курсе преподавание истории (особенно новейшей) должно будет совершенно изменитьс€. ћожно будет с хладнокровием показать разницу духа народов, источника нужд и требований государственных; не хитрить, не искажать республиканских рассуждений, не позорить убийства  есар€, превознесенного 2000 лет, но представить Ѕрута защитником и мстителем коренных постановлений отечества, а  есар€ честолюбивым возмутителем. ¬ообще не должно, чтоб республиканские идеи изумили воспитанников при вступлении в свет и имели дл€ них прелесть новизны.

»сторию русскую должно будет преподавать по  арамзину. «»стори€ государства –оссийского» есть не только произведение великого писател€, но и подвиг честного человека. –осси€ слишком мало известна русским; сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют особенных кафедр. »зучение –оссии должно будет преимущественно зан€ть в окончательные годы умы молодых двор€н, готов€щихс€ служить отечеству верою и правдою, име€ целию искренно и усердно соединитьс€ с правительством в великом подвиге улучшени€ государственных постановлений, а не преп€тствовать ему, безумно упорству€ в тайном недоброжелательстве.

—ам от себ€ € бы никогда не осмелилс€ представить на рассмотрение правительства столь недостаточные замечани€ о предмете столь важном, каково есть народное воспитание: одно желание усердием и искренностию оправдать высочайшие милости, мною не заслуженные, понудило мен€ исполнить вверенное мне препоручение. ќбодренный первым вниманием государ€ императора, всеподданнейше прошу его величество дозволить мне повергнуть пред ним мысли касательно предметов, более мне близких и знакомых.

ѕримечани€

  1. ќ Ќј–ќƒЌќћ ¬ќ—ѕ»“јЌ»»

    Ёта официальна€ записка была составлена ѕушкиным по распор€жению Ќикола€ I. ќпубликована в 1884 г. «аписка написана в ћихайловском 15 но€бр€ 1826 г. Ѕенкендорф писал ѕушкину 30 сент€бр€ 1826 г.: «≈го императорскому величеству благоугодно, чтобы вы зан€лись предметом о воспитании юношества. ¬ы можете употребить весь досуг, вам предоставл€етс€ совершенна€ и полна€ свобода, когда и как представить ваши мысли и соображени€: и предмет сей должен представить вам тем обширнейший круг, что на опыте видели совершенно все пагубные последстви€ ложной системы воспитани€». “аким образом, поручение имело характер политического экзамена, причем ѕушкину было указано, в каком направлении требовалась записка: надо было осудить существующую систему воспитани€ (в частности Ћицей), как €вившуюс€ причиной декабристского движени€. ѕодобного рода записки в том же 1826 г. были поданы, по-видимому, тоже по заказу правительства графом ». ќ. ¬иттом, начальником южных военных поселений, руководителем политического сыска на юге –оссии (««аписка о недостатках нынешнего воспитани€ российского двор€нства»), ‘аддеем Ѕулгариным («Ќечто о ÷арскосельском лицее и о духе оного») и др.

    ѕредставленна€ ѕушкиным записка была прочитана Ќиколаем I. Ќа основании устного отзыва Ќикола€ Ѕенкендорф написал ѕушкину следующее письмо 23 декабр€ 1826 г.: «√осударь император с удовольствием изволил читать рассуждени€ ваши о народном воспитании и поручил мне изъ€вить вам высочайшую свою признательность. ≈го величество при сем заметить изволил, что прин€тое вами правило, будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило опасное дл€ общего спокойстви€, завлекшее вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей. Ќравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. Ќа сих-то началах должно быть основано благонаправленное воспитание. ¬прочем, рассуждени€ ваши заключают в себе много полезных истин».

    ѕушкин говорил о своей записке ј. ¬ульфу в 1827 г.: «я был в затруднении, когда Ќиколай спросил мое мнение о сем предмете. ћне бы легко было написать то, чего хотели, но не надобно же пропускать такого случа€, чтоб сделать добро. ќднако € между прочим сказал, что должно подавить частное воспитание. Ќесмотр€ на то, мне вымыли голову».

    ¬ черновой рукописи имеютс€ ссылки на ««аписки»: по-видимому, ѕушкин хотел воспользоватьс€ своими записками, не дошедшими до нас, в части, характеризующей русское домашнее воспитание. ¬ беловом тексте ѕушкин сделал некоторые сокращени€ (см. выше, стр. 431).

»з ранних редакций

¬ черновой рукописи ѕушкина следовало:

ѕосле слов «долговременным приготовлением»:

но у нас еще не требуемые ни духом народа, ни общим мнением, еще не существующим, ни самой силой вещей, были любимою мечтою молодого поколени€. Ќесчастные представители сего буйного и невежественного поколениЪ погибли.

ѕосле слов «от первоначальных начертаний»:

ћолодые люди занимались военной службой и старались отличитьс€ французскими стишками и шалост€ми.

ѕосле слов «прос€т оной в душе своей»:

с надеждою на милость монарха, не ограниченную никакими законами.

ѕосле слов «осв€щенных временем и привычкою»:

–осси€ походила бы на хаос; никто бы не знал, ни что он такое, ни что другие; долго беспор€док был бы чрезвычайный.

ѕосле слов «совершенно изменитьс€»:

Ќе таить от них республиканских рассуждений “ацита (великого сатирического писател€, впрочем, опасного декламатора и исполненного политических предрассудков).

ѕосле слов «преподавать по  арамзину»:

≈го творение есть вечный пам€тник и алтарь спасени€, воздвигнутый русскому народу.