—качать текст произведени€

—обрание сочинений √еорги€  ониского, архиепископа Ѕелорусского, изд. протоиереем »оанном √ригоровичем. —ѕб., 1835)


—ќЅ–јЌ»≈ —ќ„»Ќ≈Ќ»… √≈ќ–√»я  ќЌ»— ќ√ќ,
ј–’»≈ѕ»— ќѕј Ѕ≈Ћќ–”—— ќ√ќ.

изд. протоиереем »оанном √ригоровичем. —ѕб., 1835.

√еоргий  ониский известен у нас краткой речью, которую произнес он в ћстиславле императрице ≈катерине во врем€ ее путешестви€ в 1787 году:Э«ќставим астрономам...» и проч. –ечь си€, прославленна€ во всех наших реториках, не что иное, как остроумное приветствие, и заключает в себе игру выражений, может быть, слишком затейливую: по нашему мнению, приветствие, коим высокопреосв€щенный ‘иларет встретил государ€ императора, приехавшего в ћоскву в конце 1830 года, в своей умилительной простоте заключает гораздо более истинного красноречи€. ¬прочем, различие обсто€тельств изъ€сн€ет и различие чувств, выражаемых обоими ораторами. »мператрица путешествовала, окруженна€ всею пышностию двора своего, встречаема€ всюду торжествами и празднествами; государь посетил ћоскву, опустошаемую заразой, пораженную скорбью и ужасом.

Ќо √еоргий есть один из самых достопам€тных мужей минувшего столети€. ∆изнь его принадлежит истории. ќн вступил в управление своею епархией, когда Ѕелорусси€ находилась еще под игом ѕольши. ѕравославиШ было гонимо католическим фанатизмом. ÷еркви наши сто€ли пусты или отданы были униатам. ћиссионеры насильно гнали народ в униатские костЄлы, ругались над ослушниками, секли их, заключали в темницы, томили голодом, отымали у них детей, дабы воспитывать их в своей вере, уничтожали браки, совершенные по обр€дам нашей церкви, ругались над могилами православных. √еоргий искал защиты у русского правительства; он доносил об всем св. синоду и жаловалс€ нашему посланнику, находившемус€ в ¬аршаве. –евность его пуще озлобила гонителей. ƒоминиканец ќвлачинский, прославившийс€ ненавистию к нашей церкви, замыслил принести √еорги€ в жертву своему изуверству. ¬ 1759 году √еоргий, презира€ опасности, ему угрожающие, поехал обозревать сетующую свою епархию. ќвлачинский и миссионеры возмутили в ќрше шл€хту и жолнеров. ќни разогнали народ, вышедший с хоругв€ми навстречу своему архипастырю, остановили колокольный звон и с воплем ворвались в церковь, где √еоргий св€щеннодействовал. ѕреосв€щенный едва успел спастись от их сабель в стенах  утеенского монастыр€, откуда тайно вывезли его в телеге, прикрыв навозом. ƒругой изувер, свирепый «енович, предводительству€ езуитскими воспитанниками, ночью в ћогилеве напал на архиерейский дом. Ѕуйные молодые люди вломились в ворота, перебили окна, ранили несколько монахов, семинаристов и слуг; но, к счастию, не нашли √еорги€, скрывшегос€ в подвалах своего дома.

ƒерзость гонителей час от часу усиливалась. ѕольское правительство им потворствовало. ћиссионеры своевольничали, поносили православную церковь, лестью и угрозами преклон€ли к унии не только простой народ„ но и св€щенников. √еоргий снова жаловалс€ –оссии. »мператрица ≈лисавета ѕетровна, перед самой своей кончиною, и государь ѕетр III, при своем восшествии на престол, требовали от польского двора, чтоб гонени€ над нашими единоверцами были прекращены; но избавление православи€ предоставлено было ≈катерине II.

√еоргий предстал перед нею в 1762 году в ћоскве, когда она короновалась, и вслед за русским духовенством принес ей вместе с поздравлени€ми тихие сетовани€ народа, издревле нам родного, но отчужденног® от –оссии жреби€ми войны. ≈катерина с глубоким вниманием выслушала печальную речь представител€ будущих ее подданных, и когда, несколько времени спуст€, св. синод думал вызвать √еорги€ и поручить в его управление ѕсковскую епархию, императрица на то не согласилась и сказала: «√еоргий нужен в ѕольше».

¬ 1765 √еоргий €вилс€ в ¬аршаве и пред троном —танислава с жаром заступилс€ за тех, которые именовались еще подданными ѕольши.  ороль поражен был его словами. ќн обещал свое покровительство диссидентаЪ и в следующем году действительно повелел «униатским архиере€м, из среды своей избрав одного епископа, прислать в ¬аршаву, дл€ изыскани€ и постановлени€ надлежащих мер ко взаимному успокоению враждующих». Ќо гордые польские магнаты, презрев посредничество –оссии и ѕруссии, отвергли справедливые требовани€ диссидентов. ¬следствие сего ≈катерина повелела своим войскам двинутьс€ к ¬аршаве. “ам, за оградою русских штыков, созван был сейм, учреждена согласительна€ комисси€ и диссидентам возвращены их прежние права.

√еоргий, один из первых членов —луцкой конфедерации, определен был в члены сей комиссии. ќн оп€ть отправилс€ в ¬аршаву и де€тельно зан€лс€ объ€снением древних грамот, на коих основаны были права диссидентов“ ќн умел приобрести уважение своих противников и даже их доверенность. «ћы за вами еще живем,Ч сказал однажды ему униатский епископ Ўептицкий,Ч а когда католики вас догрызут, то примутс€ и за нас». ”ниаты втайне готовы были отложитьс€ от папы и снова соединитьс€ с грекороссийскою церковью. ћежду тем Ѕарска€ конфедераци€, поддерживаема€ политикою ЎуазЄл€, воспламенила новую войну. —ледствием оной был первый раздел ѕольши. —емь областей, древнее досто€ние нашего отечества, были ему возвращены Ч и в 1773 году √еоргий €вилс€ пред ≈катериною уже как подданный, радостно приветству€ избавительницу и законную владычицу Ѕелоруссии.

— тех пор √еоргий мог спокойно посв€тить себ€ на управление своею епархиею. ѕросвещение духовенства, ему подвластного, было главною его заботою. ќн учреждал училища, беспрестанно поучал свою паству, а часы досуга посв€щал ученым зан€ти€м. ќн умер в 1795 году, будучи 77 лет отроду.

Ќыне протоиерей ». √ригорович издал собрание сочинений √еорги€  ониского, присовокупив к книге своей любопытное и прекрасно изложенное жизнеописание √еорги€  ониского.

ѕроповеди √еорги€ просты, и даже несколько грубы, как поучени€ старцев первоначальных; но их искренность увлекательна. ѕолитические речи его имеют большое достоинство. Ћучша€ из них произнесена им ≈катерине, по совершении ее короновани€. ѕомещаем здесь несколько из его отдельных мыслей:

ƒл€ молитвы пост есть то же, что дл€ птицы крыль€.

*

 огда грешник, не хот€щий пока€тьс€ в беззакони€х своих, молитс€ богородице и вопиет ей: радуйс€! то приветствие сие столько же оскорбл€ет ее, как и то иудейское радуйс€, когда распинатели ’ристовы, удар€€ в ланиту божественного сына ее, приглашали: радуйс€, ÷арю »удейский!* »бо нераска€нный грешник есть новый распинатель ’ристов.** ƒа ищем убо заступлени€ и покрова ее, но оставим наперед грехи свои: ибо с грехами и из-под ризы свое€ изринет нас.

*

ƒуша бессмертна€, от бренного тела, как птица из растерзанной сети, весело излетевши, воспар€ет в рай богонасажденный, где вечно цветет древо жизни, где жилище самому ’ристу и избранным его.

*

“елеса наши, в гробах согнившие и в прах рассыпавшиес€, возникнут от земли, как трава весною, и по соединении с душами восстанут, и укажутс€ всему небу, пред очами ангелов и человеков, пред очами предко≈ наших и потомков, одни €ко пшеница, другие же €ко плевелы, ожида€ серпов ангельских, и того места, которое назначено, особо дл€ пшеницы, и особо дл€ плевел.

*

¬нади в клеть твою и помолис€.*** “ака€ уединенна€ молитва и в соборе может иметь место, если мол€щийс€ уединилс€ от всех забот и попечении и пребывает безмолвен среди молвы, его окружающей; если он, отр€сши от чувств своих все страстЪ и вожделени€, един с единым богом беседует. јвраам, вед€ сына своего »саака на заклание, говорит сопровождающим его рабам: седите зде со осл€тем, аз же и детищ пойдем до онде, и поклонившес€ возвратимс€ к вам.**** “ак истинно мол€щийс€ страст€м своим, аки рабам, повелевает оставить его и ожидать, пока он молитву свою богу, аки »саака, в жертву принесет. ќ! сколь отличны от сего молитвы наши! ћы и в уединении целоџ торжище вкруг себ€ собираем. ћол€сь, и покупаем, и продаем, и хоз€йством управл€ем, и о лихоимстве заботимс€, и друзь€м ласкательствуем, и на врагов вооружаемс€, и о сласт€х помышл€ем, и о сундуках своих трепещем. ѕодлинно, се ли молитва, и не паче ли торжище, молвы преисполненное? √де тут ум, разумеющий глаголы свои? √де сердце, долженствующее прилепитьс€ к богу? ќдни уста труб€т, и €зык, как кимвал, зв€цает; а мыслиЧкак птицы в воздухе, по всем странам нос€тс€; а сердце Ч хладно, как бездушный труп, зарытый вместе с сокровищем нашим.

*

»осиф, проданный брати€ми своими во ≈гипет, соделавшись правителем царства, дал им в удел самую богатую землю, √есем именуемую.* —ын божий, по безмерной благости своей, соединившийс€ с нашею природою и таким образом соделавшийс€ братом нашим, дает нам не часть некую области небесной, но всЄ царство свое нераздельно. Ќебо отверст≈ дл€ нас; престолы уготованы; объ€ти€ божественного брата нашего ждут нас. ѕойдем, полетим к нему: но прежде должны мы сбросить с себ€ всю т€готу мирскую, влекущую нас к земле.

*

Ќеверующему чудесам мы смело можем сказать с блаженным јвгустином:Ц«Ѕольше из всех чудес чудо есть то, что два-на-дес€ть человек, бескнижных, безоружных, нищих, проповедовавших крест, победили не только владык и сильных земли, но и самих богов €зыческих, и целый свет ’ристу покорили». “ы возразишь мне на сие, что сии победители мира сами были умерщвлены, и ни один почти из них не кончил жизни без мучений, без креста, меча и огн€. Ќо вот мой краткий ответ: на то и посланы были сии победители своим воеводою: —е аз посылаю вас €ко овцы посреде волков: предад€т вы на сонмы, и на соборищах их биют вас.** ќсобое убо чудо миру и печать истины евангельской есть страдальческа€ смерть посланников-победителей. Ќо посмотри, что с сими убиенными последовало? ÷ари персть их почитают и, отложив порфиру и венецФ благоговейно преклон€ют колена пред гробами их.

*

Ќигде не читаем, чтобы €зычники страдали так за своих идолов, как мученики христианские за веру ’ристову. ƒа и в нынешних богоборных сонмищах атеистов и натуралистов, в главных гнездах их, во ‘ранции и јнглии, нашелс€ ли хот€ один такой ревнитель, который был за безбожие свое или натурализм произвольно на муки дерзнул? ” нас в –оссии, за несколько пред сим лет, известный бол€рин, уличенный в безбожии, одним показанием кнута отрекс€ того.

*

√овор€т многие: почему молитвы наши ни чудес не твор€т, ни лучшей перемены в нас не производ€т. јх, стыдно и воспоминать молитвы наши! ќб них можно то же сказать, что сказал кормчий одному бывшему на корабле беззаконнику.  огда, во врем€ сильной и опасной бури, все плаватели обратились к молитве и вместе с ними и оный беззаконник нечто промолвил, то кормчий остановил его сими словами: «“ы, пожалуй, помолчи: не знает-де бог, что и ты с нами, и потому еще между отча€нием и надеждою находимс€; а как-де услышит твою св€тую молитву, так мы и погибли».Ч ƒостойна ли молитва имени своего, когда она в одних устах обращаетс€, а ум не помнит и но знает того, что болтает €зык? „итаем: глаголы мо€ внуши, господи, разумей звание мое,* а сами ни глаголов не внушаем, ни звани€ нашего не разумеем. “ака€ молитва переменит ли нас, ока€нных и грешных, в добрых и богоугодных? √решными в церковь приходим, грешнейшими выходим.

*

–адость плотска€ ограничиваетс€ наслаждением: по мере, как затихает веселый гудок, затихает и веселость. Ќо радость духовна€ есть радость вечна€; она не умал€етс€ в бедах, не кончаетс€ при смерти, но переходиЪ и по ту сторону гроба.

*

¬ажны ли добрые дела наши в деле спасени€? я объ€сню тебе вопрос сей подобием. ¬озьми небольшой кусок меди и понеси его на торжище; там за него ты ничего не купишь; вс€кий с насмешкою скажет тебе известную пословицу: «ѕриложи копейку, то купишь калач». Ќо ежели тот самый металл будет иметь изображение государ€ твоего или другой знак его монеты, то купишь за него что тебе надобно. “ак точно и дела наши. ≈жели ты не имеешь веры и уповани€ на ’риста спасител€, не сомневайс€ признать, что они суетны. Ќо те самые дела совокупи с верою и упованием на него, тогда они будут важны; и если потребно тебе откупитьс€ от грехов, или купить небесные вечные утехи, купишь ими несомненно.

*

ћы познаем разумом души; а телесные очи суть как бы очки, чрез кои душевные очи смотр€т.

*

„ужой грех на мне не лежит. Ќо если чужой грех содеваетс€ моим советом, согласием или неосторожным примером, тогда он не только лежит на мне, но как жернов, т€готит душу мою. √оре человеку тому, говорит сам спаситель, имже соблазн приходит!** ƒействительно, грех соблазна прежде мен€, прежде моей смерти, предшествует на суд божий, и уже по кончине моей следует туда же за мною. —кажу то же иными словами. ¬се соблазненные примером моим и прежде мен€ позванные на суд божий, уже понесли туда грехи мои. ”бо уже готовы дл€ мен€ муки. Ќо тут еще не всЄ. я умер и перестал грешить; но все, соблазненные мною, и притом все, от соблазненных мною вновь соблазн€емые, остава€сь еще в сей жизни, посылают, вслед за мною, бесчисленные беззакони€, от единого примера моего, €ко от единого блата, истекающие. ”бо готовы дл€ мен€ новые, сугубые мучени€! ¬от как ужасен грех соблазна, ужаснее многоглавой лернейской гидры!

 ониский написал также несколько стихотворений русских, польских и латинских. ¬ художественном отношении они имеют мало достоинства, хот€ в них и виден дух мысл€щий. —ледующа€ элеги€ показалась нам достопримечательна:

—ерпа  ожидают  созрелые  класы;
ј нам  вестники  смерти Ч седые  власы.
ќ!  смертный, беспечный, посмотри  в  зерцало:
“ы  сед, как  п€тьдес€т  лет  тебе миновало,
 ак  же ты собралс€  в смертную дорогу?
— чем  ты  предстанешь правосудному богу?
ѕуть смертный безвестен  и  полон  разбо€:
»скусного, храброго требует  конво€.
 то  ж теб€  поведет и за  теб€ сразитс€?
ƒруг, проводив теб€  к  гробу, в дом  возвратитс€.
»знеможешь, пеший  таща  грехов  ношу!
јх!  тут-то  нужно  иметь подмогу хорошу.
ѕодмогу,  кака€ дана  —икеоту:
Ќо Ч та дана  слезам,  кровавому поту.
ј ты  много ли  плакал  за  грехи? —читайс€.
Ќе  весь ли  век  твой  есть цепь грехов? ѕризнайс€.
јх!  вижу, ты  нагиш, как родила  мати:
Ќи  лоскутка  на душе твоей  не сыскати!
ѕоверь же, не  внидешь в  небесны чертоги:
¬  ад  теб€  низринут, св€зав руки,  ноги.
Ѕез  масла дел  благих  гаснет свеча  веры;
«атвор€тс€  брачные буим девам двери.
ћожет  быть, при  смерти, «пом€ни  м€» скажешь
»  тем уста свои  навсегда  зав€жешь.
»  так, доколе древа  топор не  коснетс€,
ѕлод  добрых  дел  тебе  принесть остаетс€.

Ќо главное произведение  ониского остаетс€ до сих пор неизданным: «»стори€ ћалороссии» известна только в рукописи. √еоргий написал ее с целию государственною.  огда императрица ≈катерина учредила  омиссию о составлении нового уложени€, тогда депутат малороссийского шл€хетства, јндрей √ригорьевич ѕолетика, обратилс€ к √еоргию, как к человеку, сведущему в старинных правах и постановлени€х сего кра€.  ониский, справедливо полага€, что одна только истори€ народа может объ€снить истинные требовани€ оного, прин€лс€ за свой важный труд и совершил его с удивительным успехом. ќн сочетал поэтическую свежесть летописи с критикой, необходимой в истории. Ќе говорю здесь о некоторых этнографических и этимологических объ€снени€х, помещенных им в начале его книги, которые перенес он в историю из хроники, не вид€ в них никакой существенной важности и не наход€ нужным противоречить общеприн€тым в то врем€ пон€ти€м. ѕод словом критики € разумею глубокое изучение достоверных событий и €сное, остроумное изложение их истинных причин и последствий.

—мелый и добросовестный в своих показани€х,  ониский не чужд некоторого невольного пристрасти€. Ќенависть к изуверству католическому и угнетени€м, коим он сам так де€тельно противилс€, отзываетс€ в красноречивых его повествовани€х. Ћюбовь к родине часто увлекает его за пределы строгой справедливости. ƒолжно заметить, что чем ближе подходит он к насто€щему времени, тем искреннее, небрежнее и сильнее становитс€ его рассказ. ќн любит говорить о подробност€х войны и описывает битвы с удивительною точностию. ¬идно, что сердце двор€нина еще бьетс€ в нем под иноческою р€сою. ( ониский происходил от старинного шл€хетского роду и этим вовсе не пренебрегал, как видно даже из эпитафии, вырезанной над его гробом и сочиненной им самим.) ћножество мест в «»стории ћалороссии» суть картины, начертанные кистию великого живописца. ƒабы дать о нем некоторое пон€тие тем, которые еще не читали его, помещаем здесь два отрывка из его рукописи.

¬ведение унии

«ѕо истреблении гетмана Ќаливайки таким неслыханным варварством вышел от сейму или от вельмож, им управл€вших, таков же варварский приговор и на весь народ русский. ¬ нем объ€влен он отступным, вероломным и бунтливым и осужден в рабство, преследование и всемерное гонение. —ледствием сего нероновского приговора было отлучение навсегда депутатов русских от сейма национального и всего рыцарства от выборов, и должностей правительственных и судебных, отбор староств, деревень и других ранговых имений от всех чиновников и ур€дников русских, и самих их уничтожение. –ыцарство русское названо хлопами, а народ, отвергавший унию, схизматиками. ¬о все правительственные и судебные ур€ды малороссийские посланы пол€ки с многочисленными штатами; города зан€ты польскими гарнизонами, а другие селени€ их же войсками; им дана власть всЄ то делать народу русскому, что сами захот€т и придумают, а они исполн€ли сей наказ с лихвою, и что только замыслить может своевольное, надменное и пь€ное человечество, делали то над несчастным народом русским без угрызени€ совести; грабительства, насилие женщин и самых детей, побои, мучительства и убийства превзошли меру самых непросвещенных варваров. ќни, почита€ и называ€ народ невольниками, или €сыром польским, всЄ его имение признавали своим. —обиравшихс€ вместе нескольких человек дл€ обыкновенных хоз€йских работ или празднеств тотчас с побо€ми разгон€ли, на разговорах их пытками ист€зывали, запреща€ навсегда собиратьс€ и разговаривать вместе. ÷еркви русские силою и гвалтом обращали на унию. ƒуховенство римское, разъезжавшее с триумфом по малой –оссии дл€ надсмотра и понуждени€ к униатству, вожено было от церкви до церкви людьми, запр€женными в их длинные повозки по двенадцати человек и более. Ќа прислуги сему духовенству выбираемы были пол€ками самые красивейшие из девиц. –усские церкви несогласовавшихс€ на унию прихожан отданы жидам в аренду, и получена за вс€кую в них отправку денежна€ плата от одного до п€ти талеров, а за крещение младенцев и похороны мертвых от одного до четырех талеров. ∆иды, €ко непримиримые враги христианства, сии вселенские брод€ги и притча в человечестве, с восхищением прин€лись за такое надежное дл€ них скверноприбытчество и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы. ѕри вс€кой требе христианской повинен ктитор идти к жиду торжитьс€ с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи; а жид при том, насме€вшись довольно богослужению христианскому и прехуливши все, христианами чинимое, называ€ его €зыческим или по их гойским, приказывал ктитору возвращать ему ключи, с кл€твою, что ничего в запись не отказано.

—традание и отча€ние народа увеличилось новым приключением, сделавшим еще замечательную в сей земле эпоху. „иновное шл€хетство малороссийское, бывшее в воинских и земских должност€х, не стерп€ гонений от пол€ков и не могши перенесть лишени€ мест своих, а паче потер€ни€ ранговых и нажитых имений, отложилось от народа своего и разными происками, посулами и дарами закупило знатнейших ур€дников римских, сладило и задружило с ними, и мало-помало согласилось первое на унию, потом обратилось совсем в католичество римское. ¬последствии сие шл€хетство, соедин€€сь с польским шл€хетством свойством, сродством и другими об€занност€ми, отреклось и от самой породы русской, и всемерно старалось изуродовать природные названи€ свои, приискать и придумать к ним польское произношение и назвать себ€ природными пол€ками. ѕочему и доднесь между ними видны фамилии совсем русского названи€, каковых у пол€ков не бывало, и в их наречии быть не могло, например: ѕроскура, „ернецкий,  исель, ¬олович, —окирка,  омар, ∆упан и премногие другие, а с прежнего „аплины названи€ „аплинский, с ’одуна ’одневский, с Ѕурки Ѕурковский и так далее. —ледствием переворота сего было то, что имени€ сему шл€хетству и должности их возвращены, а ранговые утверждены им в вечность и во всем сравнены с польским шл€хетством. ¬ благодарность за то прин€ли и они в рассуджении народа русского всю систему политики польской и, подража€ им, гнали преизлиха сей несчастный народ. √лавное политическое намерение состо€ло в том, чтобы ослабить войска малороссийские и разрушить их полки, состо€щие из реестровых казаков: в сем они и успели. ѕолки сии, претерпев в последнюю войну не малую убыль, не были дополнены другими от скарбу и жилищ казаков. «апрещено чинить вс€кое в полки вспоможение. √лавные чиновники воинские, перевернувшись в пол€ки, сделали в полках великие ваканции. ƒисциплина военна€ и весь пор€док опущены, и казаки реестровые стали нечто пресмыкающеес€ без пастырей и вождей. —амые курени казацкие, бывшие ближе к границам польским, то от гонени€, то от ласкательств польских, последу€ знатной шл€хте своей, обратились в пол€ки и в их веру и составили известные и поныне околицы шл€хетские. Ќедостаточные реестровые казаки, а паче холостые и мало прив€занные к своим жительствам, а с ними и все почти охочекомонные, перешли в —ечь «апорожскую и тем ее знатно увеличили и усилили, сделав с тех пор, так сказать, сборным местом дл€ всех казаков, в отечестве гонимых; а напротив того знатнейшие запорожские казаки перешли в полки малороссийские и стали у них чиновниками, но без дисциплины и регулы: отчего в полках их видима€ сделалась перемена».

 азнь ќстраницы

«Ќа место замученного ѕавлюги, выбран в 1638 году гетманом полковник нежинский —тефан ќстраница, а к нему придан в советники из старого и заслуженного товариства Ћеон √ун€, коего благоразумие в войске отменно уважаемо было.  оронный гетман Ћ€нцкоронский с войсками своими польскими не преставал нападать на города и селени€ малороссийские и на войска, их защищавшие, и нападени€ его сопровождаемы были грабежом, контрибуци€ми, убийствами и всех родов бесчинствами и насили€ми. √етману ќстранице великого искусства надобно было собрать свои войска, везде рассе€нные и всегда преследуемые пол€ками и их шпионами; наконец собрались они скрытыми пут€ми и по ночам к городу ѕере€славлю, и первое предпри€тие их было очистить от войск польских приднепровские города, на обоих берегах се€ реки имеющиесь, и восстановить безопасное сообщение жителей и войск обеих сторон. ”спех соответствовал предпри€тию весьма удачно. ¬ойска польские, при городах и внутри их бывшие, не ожида€ никак предпри€тий казацких, по причине наведенных им страхов последнею зрадою и лютостию, над ѕавлюгою и другими чинами произведенною, ликовали в совершенной беспечности, и потому они везде были разбиты; а упорно защищавшиесь истреблены до последнего. јмуници€ их и артиллери€ достались казакам, и они, собравшись в одно место, вооруженные наилучшим образом, пошли искать гетмана Ћ€нцкоронского, который с главным войском польским собралс€ и укрепилс€ в стане при реке —тарице. √етман ќстраница тут его застал и атаковал своим войском. Ќападение и отпор были жестокие и превосход€щие вс€кое воображение. Ћ€нцкоронский знал, какому он подвержен мщению от казаков за злодейство, его вероломством и зрадою произведенное над гетманом их ѕавлюгою и старшинами, и дл€ того защищалс€ до отча€ни€; а казаки, име€ всегда в пам€ти недавно виденные ими на позорище в городах отрубленные головы их собратий, злобились на Ћ€нцкоронского и пол€ков до остервенени€, и потому вели атаку свою с жестокостию, похожею на нечто чудовищное; и наконец, сделавши залп со всех ружей и пушек и произведши дым почти непроницаемый, пошли и поползли на польские укреплени€ с удивительною отвагою и опрометчивостию и, влом€сь в них, ударили на копь€ и сабли с слепым размахом.  рик и стон народный, треск и звук оружи€ уподобл€лись грозной туче, всЄ повергающей. ѕоражение пол€ков было повсеместно и самое губительное. ќни оборон€лись одними сабл€ми, не успева€ зар€жать ружьев и пистолетов, и шли задом до реки —тарицы, а тут, поверга€сь в нее в беспам€тстве, перетопились и загр€зли целыми толпами. √етман их Ћ€нцкоронский, с лучшею немногою конницею, завременно бросилс€ в реку и, переправившись через нее, пустилс€ в бег, не осматрива€сь и куда лошади несли. —тан польский, наполненный мертвецами, досталс€ казакам с превеликою добычею, состо€щею в артиллерии и вс€кого рода оружии и запасах.  азаки по сей славной победе, воздевши руки к небесам, благодарили за нее бога, поборающего за невинных и неправедно гонимых. ѕотом, отдава€ долг человечеству, погребли тела убиенных и сочли польских мертвецов 11 317, а своих 4727 человек, и в том числе советника √уню. ”правившись с похоронами и корыстьми, погнались за гетманом Ћ€нцкоронским и, настигнув его в местечке ѕолонном ожидающего помощи из ѕольши, тут атаковали его, запершегось в замке. ќн, не допустив казаков штурмовать замка, выслал против них навстречу церковную процессию с крестами, хоругв€ми и духовенством русским, кои, предлага€ мир от гетмана и от все€ ѕольши, молили и заклинали богом гетмана ќстраницу и его войска, чтобы преклонились они на мирные предложени€. ѕо долгом совещании и учиненных с обеих сторон кл€твах собрались в церковь высланные от обоих гетманов чиновники и, написавши тут трактат вечного мира и полной амнистии, предающей забвению всЄ прошедшее, подписали его с прис€гою на ≈вангелии о вечном хранении написанных артикулов и всех прав и привилегий казацких и общенародных. «а сим разошлись войска восво€си.

√етман ќстраница, разослав свои войска, иные по городам в гарнизоны, а другие в их жилища, сам, и со старшинами генеральными и со многими полковниками и сотниками, заехал в город  анев дл€ принесени€ богу благодарственных молений в монастыре тамошнем. ѕол€ки, отличавшиес€ всегда в услови€х и кл€твах непосто€нными и вероломными, держали трактат с прис€гою, в ѕолонном заключенный, наравне со всеми прежними услови€ми и трактатами, у казаков с ними бывшими, то есть, в одном вероломстве и презорстве; а духовенство их, присвоив себе непон€тную власть на дела божеские и человеческие, определ€ло хранение кл€тв между одними только католиками своими, а с другими народами бывшие у них кл€твы и услови€ всегда им разрешало и отметало, €ко схизматицкие и суду божию не подлежащие. ѕо сим странным правилам, подлым коварством сопровождаемым, сведавши пол€ки чрез шпионов своих жидов о поездке гетмана ќстраницы с штатом своим без нарочитой стражи в  анев, тут его в монастыре окружили многолюдною толпою войск своих, прошедших по ночам и байракам до самого монастыр€  аневского, который сто€л вне города. √етман не прежде узнал о сем предательстве, как уже монастырь наполнен был войсками польскими, и потому сдалс€ им без сопротивлени€. ќни, перев€зав весь штат гетманский и самого гетмана, всего тридцать семь человек, положили их на простые телеги, а монастырь и церковь тамошние разграбили допоследка, зажгли со всех сторон и сами с узниками скоропостижно убрались и прошли в ѕольшу скрытыми дорогами, бо€сь погони и нападени€ от городов. ѕриближа€сь к ¬аршаве, построили они узников своих пешо по два, вместе св€занных, а каждому из них накинули на шею веревку с петлею, за которую ведены они конницею по городу с триумфом и барабанным боем, проповеду€ в народе, что схизматики сии пойманы на сражении, над ними одержанном; а потом заперты они в подземные тюрьми и в оковы. ∆ены многих захваченных в неволю чиновников, забравши с собою малолетных детей своих, отправились в ¬аршаву, наде€сь умилостивить и подвигнуть на жалость знатность тамошнюю трогательным предстательством детей их за своих отцов. Ќо они сим пищу только кровожадным тиранам умножили и отнюдь им не помогли; и чиновники сии, по нескольких дн€х своего заключени€, повлечены на казнь без вс€ких разбирательств и ответов.

 азнь она€ была еще перва€ в мире и в своем роде, и неслыханна€ в человечестве по лютости своей и коварству, и потомство едва ли поверит сему событию, ибо никакому дикому и самому свирепому €понцу не придет в голову ее изобретение; а произведение в действо устрашило бы самых зверей и чудовищ.

«релище оное открывала процесси€ римска€ со множеством ксендзов их, которые уговаривали ведомых на жертву малоросси€н, чтобы они прин€ли закон их на избавление свое в чистцу; но сии, ничего им не отвеча€, молились богу по своей вере. ћесто казни наполнено было народом, войском и палачами с их оруди€ми. √етман ќстраница, обозный генеральный —урмила и полковники Ќедригайло, Ѕоюн и –индич были колесованы и им переломали поминутно руки и ноги, т€нули с них по колесу жилы, пока они скончались; полковники √айдаревский, Ѕутрим, «апалей и обозные  изим и —учевский пробиты железными спицами насквозь и подн€ты живые на сваи; есаулы полковые: ѕостылич, √арун, —ут€га, ѕодобай, ’арчевич, „удан, „урай и сотники: „уприна, ќколович, —окальский, ћирович и ¬орожбит прибиты гвозд€ми сто€чие к доскам, облитым смолою, и сожжены медленно огнем; хорунжие ћогил€нский, «агреба, —кребило, јхтырка, ѕотурай, Ѕурлей и «агнибеда растерзаны железными когт€ми, похожими на медвежью лапу; старшины: ћент€й, ƒунаевский, —кубрей, √л€нский, «авезун,  осырь, √уртовый, “умарь и “угай четвертованы по част€м. ∆ены и дети страдальцев оных, увид€ первоначальную казнь, наполн€ли воздух вопл€ми своими и рыданием, но скоро замолкли... оставшихс€ же по матер€м детей, бродивших и ползавших около их трупов, пережгли всех в виду своих отцов на железных решетках, под кои подкидывали уголь€ и раздували шапками и метлами.

√лавные члены человеческие, отрубленные у означенных чиновников малороссийских, как-то: головы, руки и ноги развезены по всей ћалороссии и развешаны на сва€х по городам. –азъезжавшие при том войска польские, наполнившие всю ћалороссию, делали всЄ то над малоросси€нами, что только хотели и придумать могли: всех родов бесчинства, насили€, грабежи и тиранства, превосход€щие вс€кое пон€тие и описание. ќни между прочим несколько раз повтор€ли произведенные в ¬аршаве лютости над несчастными малоросси€нами, несколько раз варили в котлах и сожигали на уголь€х детей их в виду родителей, предава€ самых отцов лютейшим казн€м. Ќаконец, ограбив все церкви благочестивые русские, отдали их в аренду жидам, и утварь церковную, как-то: потиры, дискосы, ризы, стихари и все другие вещи распродали и пропили тем же жидам, кои из серебра церковного поделали себе посуду и убранство, а ризы и стихари перешили на платье жидовкам; а сии тем перед христианами хвастались, показыва€ нагрудники, на коих видны знаки нашитых крестов, ими сорванных. » таким образом ћалоросси€ доведена была пол€ками до последнего разорени€ и изнеможени€, и всЄ в ней подобилось тогда некоему хаосу или смешению, гроз€щему последним разрушением. Ќикто из жителей не знал и не был обнадежен, кому принадлежит имение его, семейство и самое бытие их, и долго ли оно продлитс€? ¬с€кий с потер€нием имущества своего искал покровительства то у попов римских и униатских, то у жидов, их единомышленников, а своих непримиримых врагов, и не мог придумать за что схватитьс€».

 ак историк √еоргий  ониский еще не оценен по достоинству, ибо счастливый мадригал приносит иногда более славы, нежели создание истинно высокое, редко пон€тное дл€ записных ценителей ума человеческого и мало доступное дл€ большего числа читателей.

ѕротоиерей ». √ригорович, издав сочинение великого архиепископа Ѕелоруссии, оказал обществу важную услугу. Ѕудем наде€тьс€, что и великий историк ћалороссии найдет себе наконец столь же достойного издател€.

—носки

* ћатф. 27, 29.

** ≈вр. 6, 8.

*** ћатф. 6, 6.

**** Ѕыт. 22, 5.

* Ѕыт. 47; 6, 11.

** ћатф. 10; 16, 17.

* ѕсал. 5, 2.

** ћатф. 18, 7.

ѕримечани€

  1. —ќЅ–јЌ»≈ —ќ„»Ќ≈Ќ»… √≈ќ–√»я  ќЌ»— ќ√ќ...

    Ќапечатано в «—овременнике», 1836 г., кн. I.

  2. ∆олнер Ч по-польски солдат.

  3. ƒиссиденты Ч здесь православные в Ћитве, не признававшие ”нию (соединение с католической церковью), утвержденную церковным съездом в Ѕресте в 159Є г.   числу диссидентов в ѕольше относили также и протестантов.

  4. —луцка€ конфедераци€ Ч союз православных, депутаты которых собрались в —луцке в марте 1767 г. дл€ защиты гражданских прав православных диссидентов в ѕольше.

  5. Ѕарска€ конфедераци€ Ч объединение представителей польской шл€хты, боровшихс€ против русского вли€ни€ в ѕольше, организованное в городе Ѕаре в марте 176∞ г. ƒе€тельность участников Ѕарской конфедерации в области общей политики сводилась к борьбе против –оссии, вовлечению “урции в войну с –оссией и пр., в области церковной политики Ч к борьбе против уравнени€ православных в правах с католиками, что прикрывало борьбу с национальным движением украинцев, находившихс€ в пределах ѕольши.

  6. ЎуазЄль (1719Ч1785) Ч французский министр иностранных дел с 1758 до 1770 г. ѕридерживалс€ политики, враждебной –оссии, и поддерживал в “урции и ѕольше противников –оссии.

  7. «ѕодмогу, кака€ дана —икеоту...» ‘едор —икеот, в житии которого (22 апрел€) сообщаетс€ о его подвижничестве и о покровительстве св. √еорги€.

  8. «Ќо главное произведение  ониского...» ѕушкин интересовалс€ рукописной «»сторией –уссов или ћалой –оссии», которую долгое врем€ приписывали √еоргию  онискому. ¬ действительности ее автор украинофил √. ј. ѕолетика. ќб «»стории –уссов» сообщил ѕушкину ћ. ј. ћаксимович в 1829 г.

  9. «...как видно даже из эпитафии...» ¬ стихотворной эпитафии √еорги€  ониского есть стих:

    √еоргий именем € из  ониских дому.

  10. ясыр Ч по-украински пленные.

  11. √валт Ч насилие.

  12. «в запись не отказано». “емное место. ¬ других списках: «в запас не отправлено».

  13. «ур€дников римских». ¬ других списках «ур€дников польских и духовных римских».

  14. «рада Ч измена.

  15. Ѕайрак Ч буерак, лесистый овраг,

  16. «...но скоро замолкли...». ¬ журнале цензурный пропуск: «∆енам сим, по неверо€тному тогдашнему зверству, обрезавши груди, перерубили их до одной, а сосцами их били мужей, в живых еще бывших, по лицам их».