Вадим ("Свод неба мраком обложился")
ВАДИМ
ОТРЫВОК ИЗ НЕОКОНЧЕННОЙ ПОЭМЫ
1821—1822
Свод неба мраком обложился; В волнах варяжских лунный луч, Сверкая меж вечерних туч, Столпом неровным отразился. Качаясь, лебедь на волне Заснул, и всё кругом почило; Но вот по темной глубине Стремится белое ветрило, И блещет пена при луне; Летит испуганная птица, Услыша близкий шум весла. Чей это парус? Чья десница Его во мраке напрягла? Их двое. На весло нагбенный, Один, смиренный житель волн, Гребет и к югу правит челн; Другой, как волхвом пораженный, Стоит недвижим; на брега Глаза вперив, не молвит слова, — И через челн его нога Перешагнуть уже готова. Плывут... «Причаливай, старик! К утесу правь» — и в волны вмиг Прыгнул пловец нетерпеливый, И берегов уже достиг. Меж тем, рукой неторопливой, Другой, ветрило опустив, Свой челн к утесу пригоняет, К подошвам двух союзных ив Узлом надежным укрепляет И входит медленной стопой На берег дикий и крутой. Кремень звучит, и пламя вскоре. Далеко осветило море. Суровый край! Громады скал На берегу стоят угрюмом; Об них мятежный бьется вал И пена плещет; сосны с шумом Качают старые главы Над зыбкой пеленой пучины; Кругом ни цвета, ни травы, Песок да мох; скалы, стремнины Везде хранят клеймо громов И след потоков истощенных, И тлеют кости — пир волков В расселинах окровавленных. К огню заботливый старик Простер немеющие руки. Приметы долголетной муки, Согбенны кости, тощий лик, На коем время углубляло Свои последние следы, Одежда, обувь — всё являло В нем дикость, нужду и труды. Но кто же тот? Блистает младость В его лице; как вешний цвет, Прекрасен он; но, мнится, радость Его не знала с детских лет; В глазах потупленных кручина; На нем одежда славянина И на бедре славянский меч. Славян вот очи голубые, Вот их и волосы златые, Волнами падшие до плеч... Косматым рубищем одетый, Огнем живительным согретый, Старик забылся крепким сном. Но юноша, на перси руки Задумчиво сложив крестом, Сидит с нахмуренным челом. Уста невнятны шепчут звуки. Предмет великий, роковой Немые чувства в нем объемлет, Он в мыслях видит край иной, Он тайному призыву внемлет... Проходит ночь, огонь погас, Остыл и пепел; вод пучина Белеет; близок утра час; Нисходит сон на славянина. Видал он дальние страны, По суше, по морю носился, Во дни былые, дни войны На западе, на юге бился, Деля добычу и труды С суровым племенем Одена, И перед ним врагов ряды Бежали, как морская пенђ В час бури к черным берегам. Внимал он радостным хвалам И арфам скальдов исступленных, В жилище сильных пировал И очи дев иноплеменных Красою чуждой привлекал. Но сладкий сон не переносит Теперь героя в край чужой, В поля, где мчится бурный бой, Где меч главы героев косит; Не видит он знакомых скал Кириаландии печальной, Ни Альбиона, где искал Кровавых сеч и славы дальной; Ему не снится шум валов; Он позабыл морские битвы, И пламя яркое костров, И трубный звук, и лай ловитвы. Другие грезы и мечты Волнуют сердце славянина: Пред ним славянская дружина, Он узнает ее щиты, Он снова простирает руки Товарищам минувших лет, Забытым в долги дни разлуки, Которых уж и в мире нетИ Он видит Новгород великий, Знакомый терем с давних пор; Но тын оброс крапивой дикой, Обвиты окна повиликой, В траве заглох широкий двор. Он быстро храмин опустелых Проходит молчаливый ряд, Всё мертво... нет гостей веселых, Застольны чаши не гремят. И вот высокая светлица... В нем сердце бьется: «Здесь иль нет Любовь очей, душа девица, Цветет ли здесь мой милый цвет, Найду ль ее?» — и с этим словом Он входит... что же? страшный вид! В постеле хладной, под покровом Девица мертвая лежит. В нем замер дух и взволновался. Покров приподымает он, Глядит: она! — и слабый стон Сквозь тяжкий сон его раздался... Она... она... ее черты; На персях рану обнажает. «Она погибла, — восклицает, — Кто мог?..» — и слышит голос: «Ты...» Меж тем привычные заботы Средь усладительной дремоты Тревожат душу старика: Во сне он парус развивает, Плывет по воле ветерка, Его тихонько увлекает К заливу светлая река, И рыба вольная впадает В тяжелый невод рыбака; Всё тихо: море почивает, Но туча виснет; дальный гром Над звучной бездною грохочет, И вот пучина под челном Кипит, подъемлется, клокочет; Напрасно к верным берегам Несчастный возвратиться хочет, Челнок трещит и — пополам! Рыбак идет на дно морское, И, пробудясь, трепещет он. Глядит окрест: брега в покое, На полусветлый небосклон Восходит утро золотое... С дерев, с утесистых вершин, Навстречу радостной денницы, Щебеча, полетели птицы, И рассвело — но славянин Еще на мшистом камне дремлет, Пылает гневом гордый лик, И сонный движется язык. Со стоном камень он объемлет... Тихонько юношу старик Ногой толкает осторожной — И улетает призрак ложный С его главы — он восстает И, видя солнечный восход, Прощаясь, рыбаку седому Со златом руку подает. «Чу, — молвил, — к берегу родному Попутный ветр тебя зовет, Спеши — теперь тиха пучина, Ступай, а я — мне путь иной». Старик с веселою душой Благословляет славянина: «Да сохранят тебя Перун, Родитель бури, царь полнощный, И Световид, и Ладо мощный; Будь здрав до гроба, долго юн, Да встретит юная супруга Тебя в веселье и слезах, Да выпьешь мед из чаши друга, А недруга низринешь в прах». Потом со скал он к челну сходит И влажный узел развязал. Надулся парус, побежал — Но старец долго глаз не сводит С крутых прибрежистых вершин, Венчанных темными лесами, Куда уж быстрыми шагами Сокрылся юный славянин. |
Примечания
- Сохранилась лишь первая песнь этой неоконченной поэмы. Писано в 1822 г. К тому же времени на тот же сюжет относится замысел трагедии, от которой до нас дошло только несколько начальных стихов. К этом« замыслу относится несколько планов, в которых трудно разграничить относящиеся к поэме и относящиеся к трагедии. Приводим их все:
1
Вадим влюблен. Рогнеда, дочь Гостомысла, она невестка Громвала-славянина. Рюрика. Вадим и его шайка таятся близ могилы Гостомысла. Вадим был во дворце и в городе - и назначил свиданье Рогнеде.
Ты знаешь Громвала - зарежь его.
---
Рогнеда, раскаянье ее, воспоминанья, является Вадим. Рогнеда, Рюрик и Громвал, Рюрик и Громвал - презрение к народу самовластия. Громвал его защищает.
---
Вадим в Новгороде на вече. Вестник - толки - Рюрик! Рогнеда открывает заговор - бунт - бой - Вадим перед Рюриком.
Вадим и Громвал, свидание, друзья детства...
2
Вадим - в мрачную ночь сокрытый у могилы Гостомысла.
3
Предания
Славен оснует город Славянск. Вандал, сын его; Гардорик и Гунигар, завоеватели. Избор, Столпосвят и Владимир, женатый на Адвинде, сыновья его. Буривой, сын Владимира, отец Гостомысла.
---
Карамзин. Том 2, стр. 158. Путешествие Даниила в Иерусалим при царствовании Святополка (Мономах, половцы).
4
Вечер, русский берег - ладья - рыбак - Вадим - не спит - он утром засыпает - рыбак хочет его убить - Вадим видит во сне Новгород, набеги, Гостомысла - Рюрика и Рогнеду - вновь идет к Новгороду - (Нева)И
---
Могила Гостомысла, он находит там друга. I сцена трагедии. - Заговорщики собираются - клянутся умереть за свободу Новгорода. Тризна. Обряды. Вадим назначает свиданье Рогнеде.
---
Свадебный пир. Рюрик выдает свою дочь за Стемида - искусного полководца - гости садятся за столы, скатерти - невеста видит - Вадим в числе гостей.
Пьют здоровье Рюрика, братьев, жениха и невесты, варягов. Вадим не пьет - почему. Пьет здоровье верных граждан и новгородцев.
К этому же замыслу относятся отдельные стихотворные строки, писанные размером народной песни "Уж как пал туман седой на синее море".
В основу замысла Пушкина положено легендарное предание о новгородце Вадиме, поднявшем восстание против Рюрика. В.Н. Татищев в "Истории российской" (1768) под 869 г. писал: "В сии времена славяне бежалЃ от Рюрика из Новагорода в Киев, зане убил Вадима храброго, князя славянского, иже не хотеша яко рабы быти варягом". Образ Вадима, первого защитника русской политической свободы, был популярен в литературе начиная с конца XVIII века, особенно после трагедии Княжнина "Вадим Новгородский" (напечатана после смерти автора в 1793 г., а затем запрещена и отпечатанные экземпляры уничтожены). Среди деятелей тайных обществ в Кишиневе к этой теме обращался В. Ф. Раевский, оказывавший в эти годы несомненное влияние на Пушкина своими советами и беседами. Возможно, что тема "Вадима" подсказана Пушкину именно В. Раевским.
Отрывок из поэмы без ведома Пушкина был напечатан в альманахе В. Федорова "Памятник отечественных муз" на 1827 год. В этом отрывке даны стихи, начиная со стиха "Проходит ночь, огонь погас" и кончая стихоЁ "Кто мог?..- и слышит голос: Ты...". В "Московском вестнике", 1827, № XVII, Пушкин напечатал более обширное извлечение из поэмы - с начала до слов:
Щебеча, полетели птицы, И рассвело...
с пропуском пяти стихов: "Уста невнятны шепчут звуки - Он тайному призыву внемлет" и 25 стихов: "Он видит Новгород великий - Кто мог?.. - и слышит голос: Ты". Полностью, по сохранившемуся списку, опубликовано в 1941 г.
Не совсем ясен замысел, нашедший выражение в третьем из приведенных планов. Находящаяся там фантастическая генеалогия Гостомысла основана на "Истории" Татищева, который заимствовал ее из Иоакимовской летописи (т. I, ч. I, стр. 32). Ссылка на Карамзина относится к позднейшим событиям, к 1123 г., т. е. ко княжению Владимира Мономаха. Путешествие игумена Даниила в Палестину относится к 1106 - 1107 годам.
- «С суровым племенем Одена» — со скандинавами (варягами). Оден (французское произношение имени «Один») — верховный бог скандинавской мифологии.
- Кириаландия — Корелия.
- Альбион — название Англии у древних греков и римлян.
- Перун, Световид и Ладо — боги условной славянской мифологии, составленной по разным источникам писателями XVIII века. Перун — верховный бог-громовержец. Световид — бог солнца, Ладо — бог любви.