Скачать текст произведения

Лотман. А.С. Пушкин - Глава 10. Примечания.

Сноски

1 Сочинения Пушкина здесь и далее по всему изданию цитируются по Полному собранию сочинений в 16-ти томах (Изд-во АН СССР, 1937—1949, Большое академическое издание). Римской цифрой обозначается том, арабскоњ — страница; цитирование произведений, названных в тексте, не оговаривается. В квадратные скобки заключено зачеркнутое Пушкиным, а в ломаные — читаемое на основании реконструкции (конъектуры).

2 Каллаш В. В. Двенадцатый год в воспоминаниях и переписке современников. М., 1912. С. 253—254.

3 Предтеченский А. В. Записка Тё Е. Бока // Декабристы и их время. М.; Л., 1951. С. 193; подлинник по-фр., перевод публикатора. За свою записку Бок поплатился долгими годами крепости, позже покончил с собой в Вильянди.

4 Восстание декабристов. М., 1950. Т. 9. С. 117.

5 Восстание декабристов. М.; Л., 1927. Т. 4. С. 91.

6 Все даты даются по старому стилю.

7 Здесь и далее по всему изданию курсив, принадлежащий автору цитируемого произведения, специально не оговаривается.

8 Предок Пушкина был не негр, а арап, т† е. эфиоп, абиссинец. Появление его при дворе Петра I, возможно, связано с более глубокими причинами, чем распространившаяся в Европе начала XVIII в. мода на пажей-арапчат: в планах сокрушения Турецкой империи, которые вынашивал Петр I, связи с Абиссинией — христианской страной, расположенной в стратегически важном районе, в тылу неспокойного египетского фланга Турции, — занимали определенное место. Однако затяжная Северная война не дала развиться этим планам.

9 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 154.

10 Лермонтов М. Ю. Соч.: В 6 т. М.; Л., 1954. Т. 2. С. 136.

11 Это особенно заметно в тех редких случаях, когда литературная традиция заставляла его вводить в поэзию тему детства. Так, в лицейскоеN«Послание к Юдину» Пушкин вводит черты реального пейзажа села Захарова, с которым были связаны его детские воспоминания. Однако образ автора, который мечтает над Горацием и Лафонтеном, с лопатой в руках возделывает свой сад, в собственном доме за мирной сельской трапезой с бокалом в руках принимает соседей, конечно, насквозь условен и ничего личного не несет: Пушкин бывал в Захарове с 1806 по 1810 г., т. е. между семью и одиннадцатью годами, и поведение его, конечно, не имело ничего общего с этой литературной позой. Редким случаем реальных отзвуков детских впечатлений является стихотворение «Сон» (1816). Но характерно, что здесь упоминается не мать, а нянька («Ах! умолчу ль о мамушке моей...»).

12 Русский архив. 1897. № 5. С. 89—90.

13 Модзалевский Б. Л. Пушкин под тайным надзором, 3-е изд. Л., 1925. С. 36.

14 Томашевский Б. В. Пушкин. М.; Л., 1956. Кн. 1. С. 40—41.

15 Дельвиг А. А. Полн. собр. стихотворений. Л., [1934]. С. 286—287.

16 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 82—83.

17 Там же. С. 74.

18 Речь идет об особом молодечестве. Царь жаловался директору Лицея Энгельгарду:о«Твои воспитанники <...> снимают через забор мои наливные яблоки, бьют сторожей...» (Там же. С. 91). То, что яблоки были царские, придавало им особый вкус, а походу — опасность.

19 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 81.

20 Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1980. Т. 6. С. 92.

21 Дельвиг А. А. Полн. собр. стихотворений. С. 191.

22 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 351.

23 Тынянов Ю. Н. Безыменная любовь // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 217.

24 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 332, 349.

25 Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1933. С. 386.

26 СловоЙ«воспоминания» употреблено здесь и в лицейском стихотворении в несколько разных значениях: в 1814 г. поэт говорил об исторических воспоминаниях, которые вызывают памятники Царского Села, в 1829 г. — о личных и исторических.

27 Пыляев М. И. Старое житье: Очерки и рассказы. СПб., 1892. С. 104.

28 Кантемир А. Д. Собр. стихотворений. Л., 1956. С. 59.

29 Якушкин И. Д. Записки, статьи, письма. М., 1951. С. 20.

30 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 98.

31 В беловом автографе определеннее: «тиранов» (II, 561).

32 «Арзамас»: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1. С. 436.

33 Русский библиофил. 1914. № 5. С. 17.

34 Тургенев Н. И. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.; Л., 1936. С. 59.

35 Существует вполне правдоподобная биографическая легенда, согласно которой одао«Вольность» была начата по предложению Н. И. Тургенева, в его квартире, из окон которой виден Михайловский замок — место гибели Павла I (подробнее см.: Томашевским Б. В. Пушкин. Кн. 1. С. 147—148).

36 Памяти декабристов. Л., 1926. Т. II. С. 122.

37 Лит. наследство. М., 1952. Т. 58. С. 158—159.

38 Рылеев К. Ф. Полн. собр. стихотворений. Л., [1934]. С. 104.

39 Раевский В. Ф. Стихотворения. Л., 1952. С. 149.

40 Дельвиг А. А. Полн. собр. стихотворений. Л., [1934]. С. 429. Стихотворение написано Дельвигом совместно с Баратынским (1819).

41 Отчет имп. Публичной библиотеки за 1884 г. СПб., 1887. С. 162. Паг. 2—8.

42 Цит. по: Модзалевский Б. Л. Примечания // Пушкин А. С. Письма. М.; Л., 1926. Т. 1. С. 191.

43 Батюшков К. Н. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 517.

44 См.: Томашевский Б. В. Пушкин. Кн. 1. С. 193—234.

45 Горбачевский И. И. Записки декабриста. М., 1916. С. 300.

46 Цит. по: Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799—1826 / Сост. М. А. Цявловский. Л., 1991. С. 201.

47 Гостиница на Мойке, близ Невского пр.

48 Свербеев Д. Н. Записки. М., 1899. Т. 2. С. 386.

49 Брут — политический деятель в Древнем Риме, один из организаторов убийства Цезаря; в литературе XVIII — нач. XIX в. образ героя-республиканца. Маркиз Поза — герой трагедии Шиллера «Дон Карлос», республиканец, пытающийся повлиять на тирана.

50 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 366.

51 Карамзин Н. М. Письма к И. И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 286—287.

52 Вертер — герой повести Гете «Страдания юного Вертера», трагически влюбленный и кончающий самоубийством юноша; Мельмот — герой романа английского писателя Метьюрина «Мельмот-Скиталец», таинственный злодей, демонический соблазнитель; Агасфер («Вечный Жид») — персонаж ряда романтических произведений, вечный скиталец, отринутый Богом и людьми; Гяур и Дон-Жуан — образы романтических бунтарей и скитальцев из поэм Байрона.

53 Раевский говорил в 181— г. своему адъютанту К. Н. Батюшкову в ответ на вопрос: «Помилуйте, ваше высокопревосходительство! не вы ли, взяв за руку детей ваших и знамя, пошли на мост, повторяя: вперед, ребята; я и дети мои откроем вам путь ко славе, или что-то тому подобное». Раевский засмеялся. «Я так никогда не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребенок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и всё тут, весь анекдот сочинен в Петербурге. Твой приятель (Жуковский) воспел в стихах. Граверы, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином. Et voilà comme on écrit l’histoire!» (франц.: «И вот как пишется история!»). Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977. С. 413—414.

54 Вересаев В. В двух планах: Статьи о Пушкине. М., 1929. С. 135.

55 Обязательность этого, быстро опошлившегося, романтического штампа была так велика, что даже дядя Пушкина В‘ Л. Пушкин считал себя вынужденным иметь такую тайную и неразделенную страсть:

Люблю... никто того не знает,

И тайну милую храню в душе моей.

Я знаю то один... хоть сердце изнывает,

Хотя и день, и ночь тоскую я по ней;

Но мило мне мое страданье,

И я клялся любить ее без упованья...

Сколь неосторожно на основании таких стихов создавать романтически окрашенные биографические построения, свидетельствуют показания современника об авторе этих стихов:џ«Предметами его песнопений бывали обыкновенно юницы, только-только что выходившие из коротеньких платьиц <...> Небольшого роста, толстенький, беззубый, плешивый и вечно прилизывавший скудные остатки волос фиксатуаром, он был чрезвычайно слезлив и весьма рано обребячился. Влюблялся он в десятилетних девочек и пресмешно ревновал их. Так рассказывали мне предметы его поклонения, ныне солидных лет дамы и девицы» (Семевский М. К биографии Пушкина // Русский вестник. 1869. Т. 84. Ноябрь. С. 87, 86).

56 Выделенное Пушкиным курсивом — неточная цитата из заметки Ф. Булгарина «Литературные новости», опубликованной в № 4 «Литературных листков» за 1824 г.

57 Папка для бумаг, портфель (франц.).

58 П.  Шаликов — сентиментальный писатель. Фигура его воспринималась в литературных кругах как комическая.

59 Показательна деталь: в 182€ г. вышло издание «Кавказского пленника» с портретом Пушкина-ребенка, гравированным Е. Гейтманом. Пушкин был изображен с расстегнутым воротом мягкой рубашки. Такая деталь приводила читателям на память портрет Байрона со столь же поэтически небрежно расстегнутым воротом мягкой рубашки.

60 Московский телеграф. 1828. № 5. С. 77—78.

61 Гессен С. Книгоиздатель Александр Пушкин. Л., 1930. С. 34—35.

62 Там же. С. 40.

63 Орлов М. Ф. Капитуляция Парижа. Политические соч. Письма. М., 1963. С. 225.

64 Ланда С. С. О некоторых особенностях формирования революционной идеологии в России 1816—1821 гг. // Пушкин и его время: Исследования и материалы. Л., 1962. Вып. 1. С. 148—168; а также: Ланда С. С. Дух революционных преобразований. М., 1975. С. 169—179.

65 См.: Базанов В. Г. Владимир Федосеевич Раевский. М.; Л., 1949. С. 27—88.

66 Гершензон М. О. История молодой России. М.; Пг., 1923. С. 34. Ср. письма ЕЇ Н. Орловой тому же адресату: «У нас беспрестанно идут шумные споры, философские, политические, литературные и др. Мне слышно их из дальней комнаты» (там же).

67 См.: Алексеев М. П. Пушкин и проблема «вечного мира» // Алексеев М. П. Пушкин. Л., 1972.

68 Из писем и показаний декабристов. СПб., 1906. С. 147.

69 Набросок Пушкина сохраняет живые интонации спора с Орловым. Заключительные слова:Џ«Знаю, что все эти доводы очень слабы, так как свидетельство такого мальчишки, как Руссо, не выигравшего ни одной победишки, не имеет никакого веса» (XII, 189—190 и 480), — конечно, ироническая переделка слов Орлова, адресованных другому «мальчишке, не выигравшему никакой победишки», — самому Пушкину. См.: Алексеев М. П. Пушкин и проблема «вечного мира» // Алексеев М. П. Пушкин. Л., 1972.

70 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 360—361; записи от 30 апреля, 27 мая и 20 июля 1822 г.

71 Тульчин и Васильков — центры декабристских организаций Юга.

72 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 219.

73 Вигель вспоминал:¦«Он нанял три или четыре дома рядом и начал жить не как русский генерал, а как русский боярин» (А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 222).

74 Лит. наследство. М., 1956. Т. 60. Кн. 1. С. 89.

75 Русская старина, 1883. № 12. С. 657.

76 Лит. наследство. М., 1956. Т. 60. Кн. 1. С. 85.

77 Шильдер Н. К. Император Александр Первый. СПб., 1898. Т. IV. С. 185.

78 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 365—366.

79 Лит. наследство. М., 1956. Т. 60. Кн. 1. С. 76.

80 Имеется сведение, восходящее к сыну декабриста Волконского Михаилу, что еготцу было поручено принять его (Пушкина) в Общество и что отец этого не исполнил», щадя талант поэта (Лит. наследство. М., 1952. Т. 58. С. 163). Если это сведение справедливо, то его следует, вернее всего, приурочить к одесскому периоду, когда Пушкин часто встречался с Волконским.

81 Известный ресторатор в Одессе (примечание А. С. Пушкина).

82 Ядовитый характер намека, скрытого в словах о необученности столярному ремеслу, раскрывается, если учесть, что столярному ремеслу в детстве был обучен М. С. Воронцов. Отец его, русский посол в Англии, писал 2/13 сентября 1792 г. из Ричмонда брату А. Р. Воронцову в Россию о неизбежности революции в России: «Мы ее не увидим, ни вы, ни я; но мой сын увидит ее. Поэтому я решился обучить его какому-нибудь ремеслу, слесарному или столярному, чтобы, когда его вассалы ему скажут, что они его больше не хотят знать и что они хотят разделить между собой его земли, он смог бы заработать на жизни своим трудом и иметь честь стать одним из членов будущего Пензенского или Дмитревского муниципалитета». Обученность графа Воронцова столярному ремеслу, видно, обсуждалась в его одесском окружении и была известна Пушкину, который отнесся к ней иронически.

83 В.  И. Козлов — второстепенный литератор (не путать с известным слепым поэтом-романтиком И. И. Козловым!).

84 Из писем и показаний декабристов. СПб., 1906. С. 153.

85 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 337.

86 См.: Базанов В. Г. Владимир Федосеевич Раевский. М.; Л., 1949. С. 9—20.

87 Одним из существенных вопросов, волновавших Пушкина, так же как и его декабристское окружение, было отношение к Наполеону. В лицейские годы под влиянием общественных настроений периода Отечественной войны 1812 г. Пушкин написал стихотворение «Наполеон на Эльбе» (1815), проникнутое осуждением «губителя», который «Европе цепь ковал». Однако в годы реакции, последовавшей за победой союзников, в период, когда Священный союз стремился реставрировать дореволюционный порядок и утвердить его навсегда, в облике Наполеона стали усматривать черты «сына революции», разрушителя феодального порядка Европы. К этому присоединялся романтический ореол «мужа Рока», демонического гения, потрясшего мир усилием своей титанической воли. В этих условиях осуждение Наполеона не встречало уже сочувствия в передовых кругах, и В. Ф. Раевский подверг пушкинского «Наполеона на Эльбе» суровой и язвительной критике.

Однако образ Наполеона волновал декабристов и в другом отношении. В ходе споров по вопросам тактики внутри освободительного движения обрисовывались две тенденции: более умеренная, требовавшая, чтобы все революционные перемены совершались в рамках строго демократических процедур, и более решительная, настаивавшая на необходимости революционной диктатуры. Сторонники первого пути указывали, что во Франции революционная диктатура переросла в военную, и напоминали об опасности бонапартизма. Особенное опасение у декабристов вызывало честолюбие Пестеля и Михаила Орлова. За первым умеренные деятели даже учредили тайный надзор, опасаясь его властолюбия и диктаторских замашек. Наполеон становился той загадкой, которую история загадала политическим свободолюбцам. От того, правильно ли будет она разгадана, казалось, зависели судьбы русской революции. Вопрос этот мучил и Пушкина: «Зачем ты послан был и кто тебя послал?» (II, 314). Размышляя над историческим уроком судеб Европы в начале XIX в., Пушкин пришел к такой формуле: французская революция XVIII в. — закономерный результат века Просвещения — провозгласила великие истины:

Вещали книжники, тревожились <цари>,

Толпа пред ними волновалась

Разоблаченные пустели алтари,

[Свободы буря] подымалась.

И вдруг нагрянула... Упали в прах и кровь,

Разбились ветхие скрижали... (II, 314)

«Книжники» — философы-просветители, усилиями которых был уничтожен авторитет предрассудков и моральная власть церкви («пустели алтари»). «Ветхие скрижали» — древние законы, уничтоженные революцией. Однако революция не привела к торжеству добродетели и утверждению Царства Свободы. Освобожденные от «ветхих скрижалей» феодализма, французы остались духовно рабами, и, когда явился «Муж судеб», они сменили старые цепи на новые:

Явился Муж судеб, рабы затихли вновь,

Мечи да цепи зазвучали (II, 314).

Среди рабов до упоенья

Ты жажду власти утолил,

Помчал к боям их ополченья,

Их цепи лаврами обвил (II, 214).

Историческими итогами владычества Наполеона, по Пушкину, явилось, с одной стороны, пробуждение России, давшее толчок декабризму («Он русскому народу Высокий жребий указал» (II, 216), и, с другой, появление нового типа европейского человека: честолюбца и холодного эгоиста:

И горд и наг пришел Разврат,

И перед <?> ним <?> сердца застыли,

За власть <?> Отечество забыли,

За злато продал брата брат.

Рекли безумцы: нет Свободы,

И им поверили народы.

[И безразлично, в их речах],

Добро и зло, все стало тенью —

Все было предано презренью,

Как ветру предан дольний прах (II, 314).

5-й и 6-й стихи — перефразировка священного текста: «Несть Бога речет безумец в сердце своем». Это важно знать — Пушкин обожествляет Свободу в стихах, которые посвящены невозможности утвердить ее в мире эгоизма и корысти. В более поздних произведениях (см. «К вельможе») наступивший после Наполеона век эгоизма будет прямо определен как буржуазный. Это сделается одним из ключей к образу Германна в «Пиковой даме», от которого потянется нить — в пародийном отношении — к гоголевскому Чичикову, сходство которого с Наполеоном, конечно, не случайно, и — трагически — к Раскольникову Достоевского. Образ Наполеона становится в сознании Пушкина одним из тех многозначительных символов, которые соединяют художественное и научное в мышлении поэта: исторически он связан с рождением «денежного века», психологически — с безграничным честолюбием и презрением к людям и морали, художественно — с романтическим демонизмом.

88 См. примеч. Б. В. Томашевского в кн.: Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1951. Т. 7. С. 662.

89 Иов — библейский герой, обличавший Бога в жестокости; Ловелас — герой-соблазнитель из сентиментального романа Ричардсона. Типична игра литературными масками.

90 Позже она оказывала шпионские услуги Бенкендорфу. Высланная после польского восстания 1830 г. из России, когда шеф жандармов перестал ей доверять, подозревая полонофильские симпатии, она горько жаловалась на неблагодарность русского правительства.

91 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 214—215.

92 Там же. С. 290.

93 Цит. по: Цявловская Т. Г. «Храни меня, мой талисман...» // Прометей, М., 1974. Т. 10. С. 30.

94 Волконский С. Г. Записки. СПб., 1902. С. 325.

95 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 227.

96 Лит. наследство. М., 1952. Т. 58. С. 42.

97 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 7. С. 320.

98 Так на английский манер пишет фамилию Воронцова Пушкин.

99 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 266.

Характерно в этом отношении объяснение в любви С. М. Салтыковой (в будущем жены Дельвига) и декабриста Петра Каховского: для того чтобы выразить свои чувства и найти для этих чувств слова, им надо поставить себя на место литературных героев романтических поэм и процитировать известные поэтические тексты. Признание выглядит так: «Он говорил мне в тот день множество стихов, я помогала ему, когда он что-либо забывал; произнеся:

Непостижимой, чудной силой

Я вся к тебе привлечена — я едва не сделала величайшего неблагоразумия; если бы я не вышла из рассеянности и сказала бы то, что думала в тот момент, я погибла бы, — вот что это было:

Люблю тебя, Каховский милый,

Душа тобой упоена...

К счастью, я выговорила „пленник“... он тотчас ответил с сияющим видом и радостным голосом:

Надежда, ты моя богиня,

Надежда, луч души моей!»

А вот расставание: «Он не выпускал моей руки, которую держал крепко. Я могла бы тогда применить к себе самой те стихи, которые я слышала от него так часто.

Бледна, как тень, она дрожала;

В руке любовника лежала

Ее холодная рука...»

(Модзалевский Б. Л. Роман декабриста Каховского, казненного 13 июня 1826 г. // Труды Пушкинского дома при АН СССР. Л., 1926. С. 61 и 67).

100 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 106.

101 Показательно, что именно на этот период падает первое ретроспективное поэтическое обращение к Лицею, «19 октября» (1825). В более ранний период к лицейским годовщинам относится лишь, возможно, набросок «Мне вас не жаль, года весны моей...».

102 На рубеже этапов своего развития Пушкин имел тенденцию собирать и пересматривать все до сих пор им написанное, создавая итоговые сборники. Так возникли замыслы изданий 1820 г. (не состоялось), 1824 г. (осуществилось в 1826 г.), 1828 г. (вышло в 1829 г.).

103 Цит. по: Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799—1826 / Сост. М. А. Цявловский. 2-е изд. Л., 1991. С. 588.

104 Цит. по: Пушкин А. С. Полн. собр. соч. [Л.], [1935]. Т. 7. С. 421.

105 То, что Пушкин воспользовался здесь цитатой из стихотворений Жуковского–«Я Музу юную, бывало...» и «Лалла Рук»: «Ах! не с нами обитает / Гений чистой красоты», — лишний раз подчеркивает литературную условность этого образа.

106 Рылеев К. Ф. Полн. собр. соч. М.; Л., 1934. С. 491.

107 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 111.

108 В порыве горя после гибели Пушкина Жуковский написал Бенкендорфу исключительно смелое письмо, в котором говорил: «Позвольте сказать искренно. Государь хотел своим особенным покровительством остепенить Пушкина и в то же время дать его гению полное его развитие; а вы из сего покровительства сделали надзор, который всегда притеснителен...» (А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 363—364).

109 Имеется в виду Ф. Ф. Кокошкин, известный театрал, директор Московских театров, славившийся в Москве мастерством декламации на классицистический лад.

110 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 27—28.

111 Фактически Пушкин этой суммы не получил. За первый год ему было выплачено лишь 1000 руб. В дальнейшем, видимо, еще меньше.

112 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 215.

113 См.: Эфрос А. М. Рисунки поэта. М.; Л., 1933. С. 356—364; Цявловская Т. Г. Новые автографы Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. 1963. М.; Л., 1966. С. 24.

114 В 1826—1829 гг. правительство (в частности, Бенкендорф) усиленно зондировало возможность привлечения на службу — явную или тайную — влиятельных деятелей из числа оппозиционеров. Управляющим III отделением (вторым после Бенкендорфа лицом в этом учреждении) был назначен А. П. Мордвинов — двоюродный брат декабриста Муравьева, сам, видимо, не чуждый либеральных идей: по крайней мере сын его в дальнейшем привлекался по делу Петрашевского, был активным участником кружков 1860-х гг. и сотрудником Герцена. Да и сам Мордвинов в 1839 г. был уволен за неблагонадежность. Его преемник на этом посту и бессменный начальник штаба корпуса жандармов генерал Л. В. Дубельт — друг М. Ф. Орлова, близкий южным декабристам, — по указанию так называемого «Алфавита декабристов» (секретного документа, составленного лично для Николая I), замечен «принадлежащим к тайным сходбищам в Киеве» (см.: Эйдельман Н. После 14 декабря // Пути в незнаемое. М., 1978. Сб. 14). К сотрудничеству с правительством привлекаются (а порой — принуждаются) литераторы Перовский, Грибоедов, Вяземский. Булгарин и Греч также были известны в первую половину 1820-х гг., прежде всего, как либералы, люди ближайшего декабристского окружения. Именно к этому кругу литераторов, наряду с Пушкиным, обратился Бенкендорф с предложением написать аналогичные записки. Это была глубокая разведка.

115 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 326, 330. Эти слова Екатериной II были сказаны принцу де Линь.

116 Вацуро В. Э. Пушкин и Аркадий Родзянко. (Из истории гражданской поэзии 1820-х годов) // Временник Пушкинской комиссии. 1969. Л., 1971. С. 68.

117 Цит. по: Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799—1826 / Сост. М. А. Цявловский. Л., 1991. С. 387.

118 Там же. С. 634.

119 Рукою Пушкина. М.; Л., 1935. С. 749.

120 Цит. по: Штейнберг А. А. Пушкин и Е. Л. Панова // Временник Пушкинской комиссии. 1965. Л., 1968. С. 50.

121 Речь идет о крупном проигрыше в карты.

122 Поджио А. В. Записки декабриста. М.; Л., 1930. С. 20.

123 Гангеблов А. С. Воспоминания декабриста. М., 1888. С. 188.

124 Для смеси романтических представлений и светского остроумия характерно «словечко» Е. Н. Ушаковой по поводу брака ее сестры: «Они счастливы до гадости».

125 «Счастье существует лишь на проторенных путях (в обыденной жизни)» — цитата из романа Шатобриана «Рене». Пушкин любил это высказывание и часто его цитировал.

126 Поскольку сразу было очевидно, что цензуровать все мелкие стихотворения и статьи Пушкина царь не может, выражение°«я буду твоим цензором» поэт понял как разрешение в важных случаях обращаться к царю, в остальных печатая под личную ответственность. Прецедент был: Александр I освободил «Историю государства Российского» Карамзина от цензуры.

127 Образец доноса, написанного в начале 182  г. безымянным любителем этого жанра, приводит Б. Л. Модзалевский: «Пушкин! известный уже, сочинитель! который, не взирая на благосклонность государя! Много уже выпустил своих сочинений! как стихами, так и прозой!! колких для правительствующих даже, и к государю! Имеет знакомство с Жулковским!! у которого бывает почти ежедневно!!! К примеру вышесказанного, есть оного сочинение под названием Таня! которая быдто уже, и напечатана в Северной Пчеле!! Средство же, имеет к выпуску чрез благосклонность Жулковского!!» (Модзалевский Б. Л. Пушкин под тайным надзором. 3-е изд. Л., 1925. С. 77). Помощник Бенкендорфа фон Фок, считая, что донос, самый безграмотный и нелепый, приносит пользу, а стихотворение, самое хорошее, — вред, приобщив и этот «документ» к делу.

128 Грибоедов А. С. Соч. М.; Л., 1956. С. 551.

129 Модзалевский Б. Л. Пушкин под тайным надзором. 3-е изд. Л., 1925. С. 36.

130 Сухомлинов М. И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. СПб., 1889. Т. 2. С. 277—278.

131 Слова Пушкина о Карамзине.

132 Братья Полевые, принадлежа к купеческому сословию, владели водочным заводом, что подавало их литературным врагам повод для насмешек.

133 «Лоб» (или «медный лоб») — на языке той поры знак бесстыдства.

134 Цит. по: Гиппиус В. В. Пушкин в борьбе с Булгариным в 1830—31 гг. // Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1941. Т. 6. С. 245—246. П. П. Свиньин (1787—1839) — писатель, журналист, автор книги «Достопамятности Санкт-Петербурга...» (1816—1828).

135 Введение во владение — производившаяся через местную судебную палату канцелярская операция, которая оформляет передачу поместья новому владельцу; заклад — финансовая операция, при которой банк выдаваЊ помещику под залог ревизских душ сумму денег, в дальнейшем подлежащую погашению.

136 См.: Боборыкин П. Д. Воспоминания: В 2 т. [М.], 1965. Т. 1. С. 66.

137 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1984. Т. 26. С. 139.

138 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 7. С. 503.

139 Имеется в виду Полотняный завод — именье Гончаровых, куда уехала Наталья Николаевна с детьми летом 1834 г.

140 Белинский писал Гоголю в своем знаменитом письме: «Шпекины распечатывают чужие письма не из одного удовольствия, но и по долгу службы, ради доносов».

141 Жуковский В. А. Письма к А. И. Тургеневу. М., 1895. С. 232.

142 Вяземский П. А. Полн. собр. соч. СПб., 1882. Т. 7. С. 189.

143 Русская старина. 1880. № 9. С. 219.

144 В сущности говоря (франц.).

145 Джентльмен (англ.).

146 Le grande bourgeois — «великий мещанин» (франц.). Называя царя «мещанином», Салтыков выражал аристократическое презрение главе императорской власти.

Ma chère — «моя дорогая» (франц.). Автор цитаты — Вильгельм фон Ленц. Цит. по: Пушкин А. С. Дневник. 1833—1835 / Под ред. и с прим. Б. Л. Модзалевского и статьей П. Е. Щеголева. М.; Пг., 1923. С. 145.

147 Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1984. Т. 18. С. 589.

148 Старина и новизна. СПб., 1903. Кн. 6. С. 10.

149 Пушкин был отставлен от службы в 182‹ г. в чине коллежского секретаря («десятого класса»). После этого он не служил, и Николай I, принимая его вновь на службу, дал следующий чин — девятого класса (классы шли по убывающим номерам). В придворной службе, куда царь зачислил поэта, это был чин камер-юнкера. Формально царь был справедлив, не желая для Пушкина нарушать порядка производства в чины, но по существу это было оскорбление: камер-юнкеры все были почти мальчики по возрасту.

150 Кантемир А. Д. Собр. стихотворений. Л., 1956. С. 137.

151 Остафьевский архив кн. Вяземских. СПб., 1889. Т. 3. С. 33; Канкрин — министр финансов.

152 Соловьев С. М. Записки. Пг., [1915]. С. 58—59.

153 Никитенко А. В. Дневник: В 3 т. [Л.], 1955. Т. 1. С. 179. Пьеса (или пиеса) — здесь: всякое отдельное произведение, не только драматическое.

154 Баратынский Е. А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М., 1987. С. 270.

155 Московский пушкинист. М., 1927. Вып. 1. С. 24.

156 Свод данных об изучении этого стихотворения и истолкование текста см.: Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...»: Проблемы его изучения. Л., 1967.

157 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 7. С. 391.

158 Журнал Пушкина проходил общую, духовную (церковную), военную цензуру и цензуру министерства двора, а также просматривался Бенкендорфом.

159 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 1. С. 87.

160 Ср. мнение матери Вронского в «Анне Карениной», что ничто так «не давало последней отделки блестящему молодому человеку, как связь в высшем свете».

161 Бульвер-Литтон Э. Пелэм, или Приключения джентльмена. М., 1958. С. 42.

162 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 231.

163 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 204.

164 Там же. С. 302.

165 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 317.

166 Там же. С. 177.

167 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 177.

168 Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 6. С. 160.