"Литературные листки"
«Литературные листки» (182�—1824) — петербургский журнал, бесплатное приложение к «Северному архиву» С 1824 г. выходил под заглавием «Литературные листки, журнал нравов и словесности, издаваемый Ф. Булгариным». С 1825 г. после журнальной консолидации Булгарина и Н. И. Греча «Литературные листки» вошли в состав «Северного архива». Опыт «Литературных листков» отчасти отразился в «Северной пчеле». В 1823 г. вышло 5 номеров (ценз. разр. 1 и 29 июля, 29 авг., 29 сент. и 15 ноября), в 1824 г. — 24 номера, с эпиграфом из А. Тома «Le véritable honneur est d'être utile aux hommes» <«Истинное достоинство — быть полезным людям». — Ред.>. Постепенно формируются основные рубрики журнала: 1. Проза. 2. Стихотворения. 3. Волшебный фонарь, или Разные известия. Последний раздел обязан своим названием Н. И. Гречу (см.: СО. 1824. Ч. 91. № 1. С. 37; ЛЛ. 1824. № 2. С. 59), включал в себя самый разнообразный материал: литературную критику, некрологию, сообщения о новых увеселениях столицы, городские известия, моды, театральные новости и пр. и, по всей вероятности, за исключением подписанных статей, целиком писался самим Ф. В. Булгариным. Мы не располагаем материалами, говорящими о наличии у Булгарина сотрудников по «Литературным листкам». Учитывая издательскую практику небольших журналов 1820-х гг., можно предполагать, что их не было. Монологичность интонации, идейная и текстовая целостность, характер отзывов о произведениях Булгарина и его литературных противников вполне позволяют приписывать авторство неподписанных статей «Волшебного фонаря» самому издателю журнала (М. А. Цявловский в «Летописи жизни и творчества А. С. Пушкина» даже не упоминает об их анонимности, указывая: «издатель» или «Булгарин»). Все полемические выпады, эпистолярные и печатные (А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, В. К. Кюхельбекера, А. И. Тургенева и др.), вызванные публикациями этого раздела «Литературных листков», адресовались Булгарину именно как автору, а не как редактору журнала.
Ф. В. Булгарин (1789—1859), критик, прозаик, журналист, человек авантюрной биографии (поляк по происхождению, служивший в русских, а затем польских войсках, в составе которых принимал участие в походе Наполеона на Россию, участник польского литературного общества «шубравцев»), обосновался в Петербурге в 1819 г. и уже в 1820 г. выступил в столичной печати с «Кратким обозрением польской словесности» и «Избранными одами Горация»; публикуется в «Сыне отечества» и «Соревнователе». Решительность, настойчивость в достижении целей, умение располагать к себе людей совершенно различных взглядов и жизненных позиций в сочетании с неразборчивостью в средствах, а также несомненный талант рассказчика помогли ему довольно быстро занять заметное место в литературных кругах Петербурга: К. Ф. Рылеев, А. Бестужев, А. С. Грибоедов называют его своим другом (см.: PC. 1901. № 2. С. 404—405; Сочинения и переписка К. Ф. Рылеева. СПб., 1872. С. 242—252; Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов. Литературное окружение и восприятие. Л., 1983. С. 152—185), и в то же время он ездит на поклон к Аракчееву (см.: Греч Н. И. Ф. В. Булгарин //PC. 1871. № 11. С. 483—523; Н. Д. [Дубровин Н. Д.] К истории русской литературы. Булгарин и Греч как издатели журналов // PC. 1900. ‚ 9. С. 559—591). С 1822 г. он издает «Северный архив, журнал истории, статистики и путешествий», доставивший ему некоторую известность. «Литературные листки» стали следующим этапом его утверждения в русской литературе. Именно здесь формируется журналистская позиция Булгарина: ориентация на массового читателя, точное ощущение конъюнктуры, коммерческий подход к литературе. Новизна и занимательность материалов, дидактическое нравоописание, активная полемическая направленность с претензией на объективность и беспристрастие, — все эти качества отличали «Литературные листки», задуманные как журнал «легкой прозы и поэзии» (СА. 1823. Ч. 8. № 19. С. 81).
Общественная и литературно-критическая позиция Булгарина в начале 1820-х гг. умеренно-либеральна (при полной лояльности к господствующему социальному строю); он во многом зависит от мнений и суждений критикоN декабристской ориентации (А. А. Бестужева, К. Ф. Рылеева); для него характерен и просветительский дидактизм, образцы которого он усматривает у Фонвизина и Грибоедова. С другой стороны, его критические суждения будут учитывать и достижения романтической эстетики. Как журналист, Булгарин был склонен к саморекламе и литературному интриганству и, провозглашая свое неучастие в борьбе литературных партий, находился в постоянном состоянии войны. «Не зная никаких партий, ни личностей в литературе, я без робости иду по избранному мною пути, принимая охотно и с благодарностью советы и замечания и смеясь от чистого сердца эпиграммам, хотя бы они были написаны лично для меня» (ЛЛ. 1824. № 2. С. 64). Эта декларация, позднее неоднократно повторенная Булгариным в «Северной пчеле», очень мало соответствовала его реальной журнальной политике.
В той или иной форме нападкам булгаринского журнала подвергались самые разные литературные деятели и периодические издания (Вяземский и Кюхельбекер, Воейков и Федоров, Дельвиг и Баратынский,¤«Мнемозина» и «Северные цветы» и др.). Постепенно завоевывая себе место в литературе, Булгарин-журналист становится все более уверенным и как критик. Так, вначале литературная критика журнала по преимуществу состоит в высмеивании фактических (географических, исторических, статистических и пр.), языковых и логических ошибок в «Отечественных записках» и «Дамском журнале» (Кюхельбекер иронично называл такую критику «войной за герцогство Косельское или Кассельское и за опечатки гг. Булгарина и Федорова» — см.; Кюхельоекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 500), библиографических известиях, торгово-рекламных объявлениях. Однако с каждым номером Булгарин все активнее входит в полемику и по серьезным, иногда дажЃ принципиально важным литературным вопросам, таким, например, как вопрос о коммерческой стороне литературного труда, со всей определенностью поставленный в полемике вокруг «Бахчисарайского фонтана» (материалы к характеристике позиции Булгарина в вопросе коммерциализации литературы см.: СА. 1823. Ч. 5. № 5. С. 377—422; № 17. С. 332—333; ЛЛ. 1823. № 1. С. 9—13; 1824. № 23 и 24. C. 179—189).
Отношение Пушкина к журналу и его издателю на протяжении 1824 года менялось. Он сдержанно доброжелательно встретил появление©«Литературных листков». В № 2 за 1823 г. было опубликовано стихотворение «На выпуск птички» (подписано: А. П.) со сделанным для цензуры примечанием издателя: «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных должников и проч.». В феврале 1824 г. Пушкин обращается к Булгарину с просьбой поместить в его журнале «Элегию» и «Нереиду», с ошибками напечатанные в «Полярной звезде», благодарностью за «снисходительный отзыв» о «Бахчисарайском фонтане» и комплиментарной оценкой его деятельности (XIII, 85). Булгарин, поддерживавший «Полярную звезду», при публикации стихотворений дипломатично отметил, что «автор сих стихов прислал оные для помещения в «Литературных листках» по той причине, что они были напечатаны в другом издании с некоторыми ошибками» (ЛЛ. 1824. № 4. С. 134—135). Впоследствии, возмущенный бесцеремонностью Булгарина, опубликовавшего отрывок из частного письма Пушкина А. Бестужеву (см. с. 148, 387 наст. изд.), Пушкин отзывался о нем снисходительно-насмешливо, признавая тем не менее некоторые достоинства его как журналиста («читать его весело»). Одна из статей Булгарина («Письмо к приятелю о наводнении, бывшем в С. Петербурге 7 ноября 1824 г.» — ЛЛ. 1824. № 21 и 22. С. 65—81) была использована в 1830-е гг. при работе над «Медным всадником» (см.: Измайлов Н. В. «Медный всадник» А. С. Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения // Пушкин А. С. Медный всадник. Л., 1978. С. 151—152, 181). На протяжении 1824 г. отрицательное отношение к Булгарину формируется в пушкинском кругу — у А. А. Дельвига, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, В. К. Кюхельбекера. В значительной мере это связано с неприятием ими Булгарина как активного участника коммерциализации литературы.
Для Булгарина 1823—1824 гг., следующего мнению большинства, Пушкин — «великий поэт, делающий честь нашему веку» (ЛЛ. 1824. № 15. С. 75), крупнейший поэтический авторитет эпохи. Комплименты ему рассыпаны по страницам журнала. Основное достоинство Пушкина, как считает Булгарин, в обворожительности и легкости его поэзии. «Знатоки удивляются смелости и величию замыслов Микель-Анжеля и Корреджия, но убеждаются, что прелесть водила кистью Тициана и Альбана. <...> У римлян Гораций и Тибулл, у французов Грессет и Парни, у немцев Виланд, Геснер, Клейст, у поляков Кохановский, Красицкий и Карпинский, у нас Богданович и Нелединский, Батюшков и Пушкин обворожат этим чем-то не знаю (je ne sais quoi), которое доказывает, что сии поэты были сынами прелести» (ЛЛ. 1824. № 7. С. 249—250). Критик, «который в произведениях Батюшкова, А. Пушкина, Жуковского не находит поэзии и прелести (grace)», для Булгарина — «безграмотный критик» (ЛЛ. 1824. № 6. С. 238) и т. д. «Литературные листки» приняли участие в полемике 1824 г. вокруг «Бахчисарайского фонтана». В наибольшей степени Булгарин был заинтересован той ролью, которую поэма Пушкина сыграла в становлении профессионального книгоиздательского и книготоргового дела (см. также статью о «Северной пчеле», в наст. изд.).
А. В. Шаронова