Скачать текст произведения

Цявловский. Хронология лицейских стихотворений


ХРОНОЛОГИЯ
ЛИЦЕЙСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ1

Хронологизация произведений Пушкина, вообще труднейший вопрос пушкинской текстологии, ставит в особенно затруднительное положение редактора стихотворений лицейского периода. Из ста тридцати одного стихотворени§2 лишь пятьдесят два датированы, причем сорок три стихотворения датированы лишь годом, одно — годом и месяцем, три — месяцем и числом (без года) и лишь пять имеют полную дату — число, месяц и год.

Таким образом, за неимением прямых данных для хронологизации, приходится, чтобы их получить, изыскивать побочные средства. Первым из таких средств явилось изучение лицейского почерка Пушкина. Если установившийсє в 1816 г. почерк Пушкина на протяжении всех последующих двадцати лет в общем не менялся, варьируясь лишь в зависимости от большей или меньшей старательности Пушкина при писании (черновика и беловика), то совсем иную картину мы видим в раннелицейские годы, когда почерк формировался, «выписывался» — эволюция почерка здесь налицо. Изучение автографов Пушкина 1811—1815 гг. с этой стороны позволяет с полной несомненностью установить такую их последовательность:

1. Запись в альбом кн. А. М. Горчакова (в архиве Горчакова)3.

2. Подпись под рисунком собаки с птичкой (в ПД).

3. Подпись и дата: «26 июня 1813 г.» под рисунком продавца кваса (в ПД)4.

4. «Послание к Натальи» (в архиве Горчакова).

5. «Монах» (там же)5.

6. «К другу стихотворцу» (там же).

7. «Жертва Мому». Дата: «1814» (в ПД)6.

8. «Казак» (там же)7.

9. «Князю А. М. Горчакову» («Пускай, не знаясь с Аполлоном...») (в архиве Горчакова).

10. «Триолет. Князю Горчакову». Стихотворение Дельвига. Дата: «30 августа 1814 г.» (там же).

11. «Бова» (в ПД).

12. «К Батюшкову» («Философ резвый и пиит...») (в архиве Горчакова).

13. «Воспоминания в Царском Селе (1814 г.). Первая редакция (в ЛБ, № 2395)8.

14. «К Лицинию» (в архиве Горчакова)9.

15. «К Пущину» (в ПД).

16. «Мое завещание. Друзьям» (там же).

17. «Послание молодой актрисе» (там же).

18. «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных...») (там же).

19. Письмо к И. И. Мартынову от 28 ноября 1815 г. (там же)10.

Изучение Т. Г. Зенгер отдельных букв и общей их «системы» во всех названных автографах дало возможность проследить, как «выписывался» почерк Пушкина из беспомощно детского (автограф № 1) в созревающий почерк произведений конца 1815 г. О каких-либо «колебаниях» почерка в 1813—1814 гг. говорить не приходится: хронологическая последовательность названных автографов несомненна. Труднее установить последовательность автографов 1815 г. Так, автографы стихотворений «К ней»11, «Сраженный рыцарь»12 и «Тень Фонвизина»13, написанные, явно, во второй половине 1815 г., более узко датируются лишь предположительно.

Наблюдаемая по вышеперечисленным автографам эволюция почерка приводит еще к одному выводу.і«Послание к Натальи» и «Монах», очень близкие между собой по почерку, не только написаны раньше, чем «К другу стихотворцу», но и отделены от последнего каким-то промежутком времени, в течение которого Пушкин много писал. На писании этих не дошедших до нас произведений и «выписался» почерк Пушкина. Свидетельство М. Л. Яковлева Гаевскому о том, что поэт в первые два года пребывания его в Лицее писал прозаический роман «Цыган» и комедию (в прозе): «Так водится в свете»14, объясняет выводы изучения почерка. Совершенно очевидно, что после «Монаха» и до стихотворения «К другу стихотворцу» и писались роман и комедия.

«К другу стихотворцу» было получено редактором «Вестника Европы» не позднее начала апреля 1814 г. Автограф стихотворения дает его первую редакцию, сочинение которой, надо думать, было отделено от времени сочинения второй редакции, посланной в «Вестник Европы», каким-то промежутком времени. Но когда бы ни была написана первая редакция «К другу стихотворцу» — в первые ли месяцы 1814 г. или в последние 1813 г.— время между этим стихотворением и «Монахом» нельзя исчислять неделями: разделяют эти произведения, несомненно, месяцы.

Таким образом, на основании всего изложенного приходим к выводу, что «Послание к Натальи» и «Монах» не могли быть написаны ни в начале 1814 г., ни в конце 1813 г., и что время их сочинения, вероятно, середина 1813 г.— июнь, июль.

О времени написания, следующего за автографом «К другу стихотворцу», автографа «Жертва Мому» сказано выше.

«Казак», занимающий в цепи автографов место между «Жертвой Мому», датируемой январем — апрелем 1814 г., и поздравительным посланием Горчакову, датирующимся двадцатыми числами августа 1814 г., написан, следовательно, не ранее апреля и не позднее, надо думать, июля. Год написания поздравительного послания к Горчакову устанавливается почерком в автографе Пушкина стихотворения Дельвига «Триолет. Князю Горчакову», датированном «30 августа 1814 г.». Почерк «Триолета» и послания совершенно одинаковый15.

«Бова» и «К Батюшкову» («Философ резвый и пиит...») по почерку очень близки друг к другу и написаны после послания к Горчакову и до первой редакции «Воспоминаний в Царском Селе». Последняя писалась, надо полагать, в октябре — ноябре 1814 г., поэтому время написания «Бовы» и первого послания к Батюшкову: сентябрь — октябрь этого года.

Такова хронологизация автографов 1813—1814 гг., устанавливаемая изучением их почерка.

Эволюцию, аналогичную с эволюцией почерка Пушкина, дают копии Горчакова лицейских стихотворений поэта. Так, например, если бы мы не знали года написания стихотворения «Красавице, которая нюхала табак» (дата рукой Пушкина в лицейской тетради № 2364 ЛБ), то на основании почерка копии Горчакова можно было бы утверждать, что она сделана по времени близко к копии стихотворения 1814 г. «Кольна». Для датировки стихотворений Пушкина имеет значение копия Горчакова стихотворения «Рассудок и любовь», подписанная «Н. К. Ш. П.». На основании почерка копия датируется определенно 1814 г.

Вторым основанием, на котором можно строить выводы о времени сочинения некоторых произведений 1814—1815 гг., является периодизация цифровых псевдонимов, под которыми Пушкин печатал эти стихотворения в журналах. Даем список стихотворений Пушкина, появившихся в трех журналах в 1814—1815 гг., с указанием времени выхода в свет журналов16 и псевдонимов.

 

Журналы

Псевдонимы

«Вестник Европы» 1814 г.

1.    

 4 июля (№ 13) — К другу стихотворцу

Александр Н. к. ш. п.

2.    

18 июля (№ 14) — Кольна

Александр Нкшп.

3.    

23 сентября (№ 18) — «Вот зеркало мое...»

— П — .

4.    

30 сентября (№ 19) — Опытность

1 ... 14—16.

5.    

21 октября (№ 20) — Блаженство

1 ... 14—16.

«Российский музеум» 1815 г.

6.    

20 января (№ 1) — К Батюшкову («Философ резвый и пиит...»)

1 ... 14—16.

7.    

20 января (№ 1) — «Арист нам обещал...»

   1 ... 14—1617.

8.    

 »     »     » — «Супругою твоей...»

9.    

24 марта (№ 3) — К Н. Г. Ломоносову

1 ... 14—16.

1018.

  »     »     » — Козак

1 ... 14—16.

11.    

22 мая (№ 5) — Лицинию

1 ... 17—14.

12.    

 »   »      »    — Старик

Александр Н.— П.

13.    

16 июня (№ 6) — Батюшкову («В пещерах Геликона...»)

1 ... 17—14.

14.    

 »     »       » — Вода и вино

1 ... 17—14.

15.    

»    »       » — «Бывало прежних лет герой ...»

1 ... 17—14.

«Сын отечества» 1815 г.

16.    

25 июня (№ 25-26) — Наполеон на Эльбе

1 ... 14—17.

«Российский музеум» 1815 г.

17.    

31 июля (№ 7) — Городок (К ...)

1 ... 17—14.

18.    

11 сентября (№ 8) — К Пущину (4 мая)

1 ... 14—17.

19.    

»        »             » — К Галичу («Пускай угрюмый рифмотвор...»)

20.    

27 октября (№ 9) — Мечтатель

1 ... 14—17.

21.    

25 декабря (№ 10—11) — Послание к Галичу («Где ты ...»)

1 ... 16—14.

22.    

»        »             »         — Моя эпитафия

1 ... 16—14.

23.    

12 февраля 1816 г. (№ 12) — Измены

1 ... 17—14.

В первом из цифровых псевдонимов —¬« l... 14—16» цифры означают буквы (в порядке алфавита): первую букву имени и последнюю и первую согласные фамилии: «А... Н — П». Во втором — «1... 17—14» — первую букву и последнюю согласную имени и последнюю согласную фамилии: «А... Р — Н». В третьем — «1... 14—17» — первую букву имени и последние согласные фамилии и имени: «А... Н — Р». В четвертом — «1... 16—14» — первую букву имени и первую и последнюю согласные фамилии: «А... П — Н»19.

Приведенная таблица позволяет сделать предположение, что эти четыре варианта цифровых псевдонимов последовательно сменяли друг друга.

Для подтверждения этого предположения возьмем из восемнадцати стихотворений, появившихся в журналах с цифровыми псевдонимами, двенадцать, время написания которых устанавливается разными данными. РасполагаЏ эти двенадцать стихотворений в порядке их написания, внутри каждого псевдонима, получаем следующую таблицу20:

  1 (10).21 Апрель — июль 1814 г.— Козак

  2 (  4).  Январь? — август 1814 г. — Опытность

  3 (  5).  Январь? — сентябрь 1814 г. — Блаженство

  4 (  6).  Сентябрь — октябрь 1814 г. — К Батюшкову

  5 (  7).  Январь? — декабрь 1814 г. — «Арист нам обещал... »

1 ... 14—16.

  6 (15).  Ноябрь 1814 г. — «Бывало прежних лет герой...»

  7 (11).  Январь — апрель 1815 г. — К Лицинию

  8 (17).  Ноябрь 1814 г. — июнь 1815 г. — Городок

1 ... 17—14

  9 (16).  Апрель — май 1815 г. — Наполеон на Эльбе

10 (18).  4 мая 1815 г. — К Пущину (4 мая)

11 (19).  Июнь 1814 г. — первая половина августа 1815 г. — К Галичу

1 ... 14—17

12 (21).  Июнь? — ноябрь 1815 г. — Послание к Галичу

1 ... 16—14

На основании этой таблицы можно с полной уверенностью утверждать, что псевдони즫1... 16—14» Пушкин употреблял в июне — ноябре 1815 г., псевдоним «1... 14—17» — в апреле — мае 1815 г., псевдоним «1... 17—14» — в ноябре 1814 г.— июне 1815 г., псевдоним «1... 14—16» — в апреле — декабре 1814 г.22

Таким образом, на основании этой периодизации необходимо, во-первых, сузить датировкуё«Городка», «К Лицинию» и «К Галичу»: первые два стихотворения написаны не позднее марта 1815 г., а третье — в апреле — мае 1815 г.23; во-вторых, датировать остальные семь стихотворений (из девятнадцати), напечатанные в журналах с цифровыми псевдонимами: «Супругою твоей...» (8)24 и¦«К Н. Г. Ломоносову» (9) — апрелем — декабрем 1814 г., «Батюшкову» (13), «Вода и вино» (14) и «Измены» (23) — ноябрем 1814 г.— июнем 1815 г., «Мечтатель» (20) — апрелем — маем 1815 г. и «Моя эпитафия» (22) — июнем — ноябрем 1815 г.25

Кроме девятнадцати стихотворений, подписанных цифровыми псевдонимами в журналах, такая подпись имеется и среди копий стихотворений Пушкина, сделанных Горчаковым; это — копия стихотворения «К Наташе» с подписью: «1—14—16». На основании этой подписи стихотворение можно датировать апрелем — октябрем 1814 г., а на основании его содержания дату нужно сузить и определять время сочинения стихотворения: второй половиной августа — сентябрем 1814 г.26

Из трех стихотворений 1813 г. два датируются на основании почерка, а третье на основании указания в одной из копий.

Из двадцати пяти стихотворений 1814 г. более или менее «узко» датируется двадцать одно: шестнадцать на основании почерков автографов и копий, цифровых псевдонимов и времени выхода в свет номера журнала, пять на основании пометы на копии и биографических данных.

Из двадцати восьми стихотворений 1815 г. четыре датируются числом месяца на основании дат в печатном и рукописных текстах27, двадцать одно датируется более или менее узко: девять стихотворений на основании цифровых псевдонимов, четыре — на основании почерка и восемь — на основании биографических и других данных.

Гораздо труднее, чем стихотворения 1814 и 1815 гг., датировать стихотворения 1816 г., когда Пушкин не печатал их. Как уже сказано, почерк для этого времени также не дает никаких указаний для датировки. Из тридцати четырех стихотворений 1816 г. лишь пятнадцать, на основании имеющихся при текстах дат и биографических данных, датируются более или менее узко.

Из девятнадцати стихотворений 1817 г. датируются более или менее узко на основании имеющихся при текстах дат и биографических данных — пятнадцать.

Пять стихотворений 1814 г., три — 1815 г., и девятнадцать — 1816 г. датируются лишь годом. Все эти стихотворения помещаются в Академическом издании под соответствующим годом, после цепи стихотворений, датирующихся более или менее узко внутри года, составляя, таким образом, в каждом годе отдельную группу. Такие стихотворения 1816 г. в свою очередь разбиты на две группы. Первую составляют двенадцать элегий, входящих в цикл стихотворений, внушенных Е. П. Бакуниной, и располагаются в более или менее условном порядке на основании их содержания. Вторую группу составляют остальные семь стихотворений 1816 г., более узко, чем годом, не датирующиеся.

Четыре стихотворения датируются 1817 г. (январем — первыми числами июня) на том основании, что они вошли в рукописный сборник «Собрание лицейских стихотворений», о чем подробно сказано выше28.

Наконец, двадцать два стихотворения, время написания которых определяется периодом более года, составляют особый отдел стихотворений 1814—1817 гг. В этом отделе выделены в особую группу девять стихотворений, вошедших в сборник «Собрание лицейских стихотворений». Все стихотворения расположены в порядке предположительных дат.

В этом отделе стихотворения разбиты на три группы. В первую, состоящую из девяти стихотворений, входят стихотворения, расположенные в более или менее условном порядке по предполагаемому времени их написания.

Во вторую группу из четырех стихотворений вошли стихотворения, имеющиеся в рукописном сборнике «Лицейская антология, собранная трудами пресловутого ийший», и в третью — девять стихотворений, вошедших в сборник «Собрание лицейских стихотворений».

1935—1936 гг.

Сноски

1 Извлечено из верстки исследования М. А. Цявловского «Лицейские стихотворения Пушкина. Комментарии». Комментарии эти, написанные в 1934—1936 гг., должны были по первоначальному плану войти в Академическое издание. Публикуемая статья составляла 9-ю главу (из 10-ти) «Введения к комментариям». Печатается впервые.— Т. Ц.

2 В это число не входят отрывки двух стихотворений, четыре коллективных стихотворения, в сочинении которых принимал участие Пушкин, и пять стихотворений, в принадлежности которых Пушкину нет полной уверенности.

3 Воспроизведена в размере подлинника в Полном собрании сочинений Пушкина в шести томах. Под общ. ред. Демьяна Бедного, А. В. Луначарского, П. Н. Сакулина, В. И. Соловьева, П. Е. Щеголева, т. I. М.—Л., ГИХЛ, 1931, стр. 496/497.

4 Оба рисунка с подписями воспроизведены в уменьшенном виде в книге С. М. Аснаша и А. Н. Яхонтова «Описание Пушкинского музея императорского Александровского лицея». СПб., 1899, стр. 20/21 и 40/41.

5 Первый лист «Послания к Натальи» воспроизведен — т. I, 1937, стр. 8/9. Первая песнь «Монаха» воспроизведена полностью в «Красном архиве», т 31, 1928, стр. 177—196.

6 Одно стихотворение из сборника («Несчастие Клита») воспроизведено факсимильно в «Вестнике Академии наук СССР», 1931, № 7, стр. 49/50.

7 Первый лист воспроизведен — т. I, стр. 48/49.

8 Автограф первой редакции «Воспоминаний в Царском Селе» (1814 г.) выкраден из Всесоюзного музея Пушкина в Москве в 1938 г. Фотокопия с него хранится в ПД.

Все названные здесь автографы из архива А. М. Горчакова в настояшее время хранятся в ПД.— Т. Ц.

9 Первый лист воспроизведен — т. I, стр. 112/113.

10 Оба листа воспроизведены — т. XIII, 1937, стр 8/9.

11 Автограф стихотворения 1815 г. «Слеза», находящийся на одном листе со стихотворением «К ней», написан, несомненно, позднее, в 1816 г.

12 Утраченный автограф «Сраженного рыцаря» воспроизведен в «Альбоме Пушкинской выставки в Академии наук в С.-Петербурге». М., 1899, л. 71.

13 Вернее, один стих, вписанный Пушкиным в копию произведения.

14 В. П. Гаевский. Пушкин в лицее и лицейские его стихотворения.— «Современник», 1863, № 7, отд. I, стр. 155.

15 Написанный тем же мелким изящным почерком, на точно такой же почтовой бумаге малого формата с желтой каймой, как и «Триолет», автограф стихотворения «Stances» («Avez vous vu la tendre rose...»), относящийся, бесспорно, к тому же 1814 г., не принимается во внимание, потому что почерк французского текста трудно сопоставим с почерком русского текста.— Т. Ц.

16 Время выхода в свет книжек журналов указывается по книге: Н. Синявский и М. Цявловский. Пушкин в печати. 1814—1837. М., 1914 (изд. 2. М., 1938).

17 Подпись общая для обоих стихотворений.

18 Следующее стихотворение, напечатанное Пушкиным (17 апреля 1814 г., в № 4 «Российского музеума»), — «Воспоминания в Царском Селе» — сопровождалось полной подписью поэта (Александр Пушкин), почему в таблицу псевдонимов и не вносится.

19 Значение некоторых из этих псевдонимов раскрыто В. П. Гаевским в его первой статье «Дельвиг» в «Современиике», 1853, № 2, отд. III, стр. 75.

20 Обоснования датировок стихотворений: «Бывало прежних лет герой...», «Городок» (начальной даты — ноябрь 1814 г.), «Наполеон на Эльбе» (начальной даты — апрель 1815 г.), «К Галичу» (начальной даты — июнь 1815 г.) даны в примечаниях к этим стихотворениям <в томе комментариев Академического издания, подготовленного к печати. Мы здесь их не приводим.— Т. Ц.> Конечные даты времени написания стихотворений: «Опытность», «Блаженсгво», «Арист нам обещал...», «Городок», «К Лицинию», «Наполеон на Эльбе», «К Галичу» и «Послание к Галичу» определены предположительно на основании времени выхода в свет книжек журналов с этими стихотворениями. Время написания стихотворений «Козак» и «К Батюшкову» определяется, как сказано выше, почерком автографов. Почерком же определяется и год послания «К Пущину».

21 Цифры в скобках означают номер предыдущего списка.

22 В противоположность цифровым псевдонимам, псевдонимЉ«Александр Нкшп», « — П — » и «Александр Н—П», под которыми были напечатаны в журналах четыре стихотворения Пушкина, не дают основания для датировки: Пушкин употреблял эти псевдонимы спорадически и в 1814 и в 1815 г.

23 Такая датировка подтверждается и тем соображением, что оба послания к Галичу не могли быть написаны после прекращения последним занятий с лицеистами (1 июня 1815 г.). Естественнее предположить, что первое написано, когда Галич еще преподавал в Лицее, а второе — после его ухода.

24 Цифры в скобках обозначают № в списке стихотворений на стр. 85—86.

25 Некоторые произведения, подписанные цифровыми псевдонимами и появлявшиеся в печати позднее, когда Пушкин употреблял уже другие псевдонимы, очевидно, были отосланы им в журналы задолго до печатания и задерживались в редакциях журналов. Это: «Арист нам обещал...», «Супругою твоей...», «К Н. Г. Ломоносову», «Батюшкову», «Вода и вино», «Городок», «К Галичу», «Мечтатель», «Измены».— Т. Ц.

26 Б. В. Томашевский писал о стихотворенииђ«К Наташе»: «Написано, вероятно, не раньше начала 1815 г., так как в стихотворении имеются фразеологические заимствования из баллады Катенина „Наташа“ („Сын отечества“, 1815, ч. 21):

Ax! жила-была Наташа,
Свет Наташа красота.
Что так рано, радость наша,
Ты исчезла, как мечта?»

А. С. Пушкин. Стихотворения, т. II. Изд. 2. Л., 1955, стр. 586 («Библиотека поэта», Большая серия).

С. М. Бонди сообщил, что оба стихотворения — и Пушкина, и Катенина — восходят к стихотворению А. Ф. Мерзлякова «Хор детей маленькой Наташе», припев которой начинается стихами:

        О Наташа,
Радость наша...

(См. «Сочинения А. Ф. Мерзлякова». Под ред. М. П. Полуденского, ч. II. М., 1867, стр. 472—479). Стихотворение Мерзлякова было напечатано в «Вестнике Европы», 1811, № 13, — таким образом, датировка стихотворения Пушкина, установленная М. А. Цявловским, не колеблется.— Т. Ц.

27 Год стихотворений, записанных Пушкиным в дневнике К«Итак я счастлив был...» и «Угрюмых тройка есть певцов...»), определяется содержанием дневника (упоминание о «Липецких водах» Шаховского).

28 Эта часть работы здесь не приводится.— Т. Ц.