Скачать текст произведения

Цявловский. "Новоселье"


«НОВОСЕЛЬЕ»100

Благословляю  новоселье,
Куда домашний  свой  кумир
Ты  перенес — а с ним  веселье,
Свободный труд и сладкий  мир.

Ты  счастлив: ты свой домик  малый,
Обычай  мудрости  храня,
От  злых забот и лени  вялой
Застраховал, как от огня.

Это стихотворение напечатано впервые в альманахе «Сиротка» на 1831 г., а затем включено Пушкиным в его сборник стихотворений изд. 1832 г., где помещено среди стихотворений 1830 г.

В беловой рукописи стихотворение, кроме заглавияљ«Новоселье», имеет подзаголовок «К**», а под текстом дату: «1830, Москва». Нигде у Пушкина ничего наводящего на раскрытие двух звездочек, скрывающих фамилию, нет. Ни в посмертном издании собрания сочинений Пушкина, ни в издании под редакцией П. В. Анненкова, ни в изданиях под редакцией Г. Н. Геннади адресат стихотворения не раскрыт. Первый, кто указал, кого поздравлял Пушкин с новосельем, был П. А. Ефремов, который в своем первом издании собрания сочинений Пушкина, как он часто это делал, не приводя никаких доказательств, заявил, что «стихи относятся к Павлу Воиновичу Нащокину»101. Вслед за Ефремовым все редакторы и комментаторы по’«традиции» повторяли это, как я теперь убедился, неверное, голословное утверждение Ефремова. Больше того, в словах (в 5-м стихе) стихотворения «домик малый» и даже в словах «домашний свой кумир» комментаторы видели указание на пресловутый игрушечный «Нащокинский домик». Все это, конечно, недоразумение. «Домашний свой кумир» — это просто аллегория в классическом стиле, синоним «пенатов» и больше ничего. «Домик малый» — это не игрушечный домик, а настоящий дом-особняк, в который переселился адресат.

Характеристика последнего в стихотворении никак не вяжется с П. В. Нащокиным. Это человек, занимающийся‡«свободным трудом», чуждый «лени вялой». Сказать о Нащокине, что он занимается каким-то «трудом», Пушкин, да и никто из знавших Павла Воиновича, конечно, не мог. Адресат стихотворения, несомненно, — человек, занимающийся дома, писатель, ученый.

Оборотистый, прекрасно устраивавший свои дела М. П. Погодин 29 апреля 1830 г. подробно рассказывал в письме к С. П. Шевыреву, как он приобрел дом.

«Поздравь меня на новоселье, любезный Степан Петрович, — писал Погодин.— Я купил дом и совсем уже в него перебрался и разобрался и пишу теперь к тебе с высокого Парнаса, с которого виды на несколько верст кругом. Приезжай: кабинет для тебя — чудо! Не знаю, как удастся мне эта спекуляция. Вот в чем дело. Дом на прекрасном месте (князя Тюфякина, где был пансион Перне), на стрелке четырех улиц (двух частей Мясницкой, переулка Златоустовского и Лубянского), большой, каменный, с верными жильцами. Указал мне его мой приятель, Юрцовский, кондитер и любитель литературы. Я тотчас отнесся к князю, который живет в Париже, и он, не получая никакого дохода от дурного управления, согласился при посредстве Новосильцовых уступить мне его за 30 000 р., между тем как в дому несгораемого материала, камня, земли и железа, больше этой суммы. Я положил своих 14 000 р. и 17 000 занял (12 у Геништы и 5 у дядина знакомого), предполагая заложить дом в Комиссии строений и взять оттуда тысяч 15 без процентов на 15 лет для заплаты долга. Такие ссуды Комиссия делает по своему постановлению, на которое твердо надеясь, я и решился занять. Поправок немедленных дом требует немного, а по времени, сбирая с жильцов и из собственных доходов, можно все отделать. Пансионеров у меня теперь 12, кои платят по 1500, 1200 и 800 рубл. Теперь, при бо́льшем месте, и еще возьму. Отдавать в наймы буду бель-этаж и несколько комнат во флигелях. Устроивши все это, я успокоюсь: что́ со мной ни сделалось бы, у семейства моего всегда будет насущный хлеб. Если б я и сию минуту умер, то зять и брат легко, по верному предначертанному плану, могут кончить начатое. В своем мезонине я теперь царь: ни один звук до меня не доходит, и я, окруженный книгами, имея перед глазами живые картины, занимаюсь всласть. Дай бог силы и здоровья!»102.

Во время своего пребывания в Москве с 12 марта по 14—16 июля 1830 г. Пушкин тесно общался с Погодиным, о чем свидетельствуют двенадцать записок поэта к последнему за эти месяцы.

Первая из них («Пушкин приходил поздравить Вас с новоселием») и позволяет, мне кажется, без колебаний считать стихотворение «Новоселье» адресованным Погодину.

Смущаться тем обстоятельством, что купленный Погодиным дом был большой, а Пушкин в стихотворении говорит о «домике малом», не приходится. По праву поэта Пушкин, конечно, мог назвать «домиком малым» мезонин, в котором поселился Погодин и в котором он, по его словам, как бы повторяющим слова Пушкина о «свободном труде и сладком мире», может «заниматься всласть».

1939 г.

Сноски

100 Напечатано среди пяти «Заметок о Пушкине» в сб. «Звенья», т. IX. М., 1951, стр. 167—169.— Т. Ц.

101 «Сочинения Пушкина», изд. Исакова, т. II. СПб., 1880, стр. 432.

102 «Русский архив», 1882, т. III, № 6, стр. 144—145.