Скачать текст произведения

Цявловский. Погодин о "посмертных" произведениях Пушкина


ПОГОДИН О «ПОСМЕРТНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ПУШКИНА128

Посылая кн. П. А. Вяземскому, бывшему одним из редакторовЎ«Современника» после смерти Пушкина, стихотворение его «Герой», М. П. Погодин 11 марта 1837 г. писал: «Если бы вы были столько добры, чтоб написать мне слова два о его бумагах: цела ли Русалка, Островский, Ганнибал, Пророк, 8 песнь Онегина? Что Петр? Мелкие прозаические отрывки, кои готовил он к своей газете для образчика? Сделайте милость»129.

В ответ на это по поручению Вяземского писал М. А. Коркунов 21 марта:‰«Князь Вяземский болен глазами и просил вас от его имени поблагодарить за письмо и за статьи, присланные вами для первой книжки „Современника“; просил уведомить также, что до сих пор в бумагах Пушкина отыскано: из стихотворений: 1) „Медный всадник“, который уже напечатан; повесть; 2) Сцены из Дон-Жуана; 3) сцены из Русалки; 4) отрывки из какой-то поэмы Черкес и 5) много мелких стихотворений; — из прозы: 1) отрыв. из повести „Египетские [ночи] вечера“; 2) начало Романа, пис. карандашом; и несколько объяснений на песнь о полку Игореве.

Но стихов: Пророк, Островский и 8 гл. Онегина, о которых вы пишете к кн. Вяземскому, не отыскано и князь просит написать об них подробнее все, что вы знаете»130.

Просьбу эту исполнил Погодин, писавший Вяземскому:

«Милостивый государь князь Петр Андреевич.

По письму г-на Коркунова отвечаю вам: Об Островском вот собственные слова Пушкина из письма к Нащокину от 2 окт. 1832:Ќ«Честь имею тебе объявить, что первый том Островского кончен, и на днях прислан будет в Москву на твое рассмотрение и под критику г-на Короткого. Я написал его в две недели, но остановился по причине жестокого ревматизма, от которого прострадал другие две недели, так что не брался за перо и не мог связать две мысли».

Содержание этого романа — истинное происшествие: одного помещика разорил сосед, оттягав его землю. Помещик взял своих крестьян, оставшихся без земли, и пошел с ними разбойничать, несколько раз был пойманЌ переходил через суды разные очень оригинально etc.

Из другого романа, которого также нет в исчислении г-на Коркунова, Пушкин читал мне глав семь или восемь в Петер„‹урге› в конце 1827 года. Некоторые помещены были в «Литерат‹урной› газете». Последняя из читанных заключала представление Корсакова, кажется, Петру на корабле. Герой романа должно быть Ганнибал. Песни о Стеньке Разине были представлены в цензуру в 1828, кажется, году и не пропущены тогда.

Свадебные песни были им собраны и очищены. Некоторые из своей тетради также читал он мне в 1828 г. Пророк он написал, ехавши в Москву в 1826 году. Должны быть четыре стихотв‹орения›, первое только напечатано (Духовной жаждою томим etc.).

Будут ли в новом издании дополнены некоторые из пропущенных мест печатных прежних изданий? Будут ли обнародованы его выписки и отметки о Петре?

А «Медный всадник» вы хотите издать отдельно? С искренним почтением имею честь пребыть вашим покорнейшим слугою

М. Погодин

29 марта 1837.

От Селив‹ановского› об экземп‹лярах› ответ пришлю немедленно.

Чтобы освободить своих собратий от опеки наших пиявиц-книгопродавцев, я решаюсь по следам Новикова открыть книжную лавку. Помогите131.

Сообщаемое Погодиным обЌ«Островском», т. е. «Дубровском», написано со слов друга Пушкина П. В. Нащокина. С его же слов 1 октября 1851 г. П. И. Бартенев записал: «Роман „Дубровский“ внушен был Нащокиным. Он рассказывал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге»132.

«Другой роман» в письме Погодина — названный Жуковским «Арап Петра Великого». Начатый в июле 1827 г. в Михайловском, роман остался неоконченным. Из написанного в рукописях поэта сохранилось шесть глав и начало седьмой. Читал отрывки из романа Погодину Пушкин в конце декабря 1827 г.— первых числах января 1828 г., когда первый ненадолго приезжал из Москвы в Петербург. При жизни поэта были напечатаны два отрывка из романа — один под заглавием «IV глава из исторического романа» в «Северных цветах на 1829 год», а другой «Ассамблея при Петре I» в № 13 (от 1 марта) «Литературной газеты» 1830 г. Оба отрывка под заглавием «Две главы из исторического романа» вошли в книгу 1834 г.— «Повести, изданные Александром Пушкиным».

Рассказ Ибрагиму Корсакова, как он представлялся Петру на корабле, находится в III главе.

Песни о Стеньке Разине, которые Пушкин предполагал напечатать в «Московском вестнике» Погодина, были посланы поэтом на цензуру Николая I при письме Бенкендорфу от 20 июля 1827 г. Письмом шефа жандармов от 22 августа 1827 г. Пушкин был извещен, что песни, «при всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему неприличны к напечатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева».

Свадебные песни Пушкин записывал в Михайловском в 1824—1826 гг. Читал он их Погодину, вероятно, в Петербурге в декабре 1827 — начале января 1828 г., тогда же, когда читал «Арапа Петра Великого». Первоначально Пушкин собирался издать с С. А. Соболевским «Собрание русских песен». Но Соболевский в ноябре 1828 г. уехал за границу, и предприятие это не состоялось. Вероятно в 1833 г. свою тетрадь с записями песен Пушкин через Соболевского доставил П. В. Киреевскому.

По словам последнего П. И. Бартеневу, в 1853 г. в тетради этой было «записанных с голоса частью собственной рукою Пушкина, частью другою рукою около 40 песен». Сам же Киреевский в 1838 г., приготовляя к изданию свое песенное собрание, писал, что «покойный Пушкин доставил мне 50 №№ песен, которые он с большой точностью записал со слов народа». Тетрадь Пушкина, которую он передал П. В. Киреевскому, пропала, в собрании же его нашлось в копиях тридцать пять свадебных песен, из которых одна оказалась среди «лакейских и нехороших», т. е. неприличных. Может быть изъятия такого рода и разумеет Погодин, говоря о том, что Пушкин «очищал» песни.

Очень интересны слова письма Погодина о пушкинском «Пророке». Существуют свидетельства шести лиц (С. А. Соболевского, А. В. Веневитинова, С. П. Шевырева, М. П. Погодина, А. С. Хомякова и П. В. Нащокина), бывших в тесном общении с Пушкиным по приезде его из Михайловского в сентябре 1826 г., во-первых, о том, что поэт привез в Москву противоправительственные стихи, посвященные событиям 14 декабря, и, во-вторых, о том, что стихи эти были первоначальным окончанием «Пророка».

Теперь эти свидетельства дополняются и несколько разъясняются словами самого Погодина (до сих пор мы знали его показание лишь в записи П. И. Бартенева), утверждающего, что было четыре стихотворения о пророке, из которых было напечатано лишь одно: «Духовной жаждою томим...».

Под «новым изданием» Погодин разумеет так называемое «посмертное» издание собрания сочинений Пушкина, вышедшее в 1838—1841 гг. в одиннадцати томах.

Из «выписок и отметок о Петре» до сих пор издана небольшая часть. Неизданных материалов по «Истории Петра Первого» не менее десяти печатных листов133.

Впервые «Медный всадник» был напечатан в томе V «Современника» 1837 г. Отдельного издания тогда не было.

1934 г.

Сноски

128 Напечатано среди четырех «Заметок о Пушкине» в сборнике «Звенья», VI. М.—Л., 1936, стр. 152—155.— Т. Ц.

129 А. С. Пушкин. Сочинения и письма. Под ред. П. О. Морозова, т. II. СПб., 1903, стр. 500.

<Прочитанное П. О. Морозовым (из публикации которого М. А. Цявловский брал вышеприведенный текст из письма Погодина к Вяземскому от 11 марта 1837 г.) слово «песен» вместо «песнь» — в контексте «цела ли Русалка <...> 8 песен „Онегина“» не могло быть осмысленным в свое время (здесь исправлено по автографу.— ПД, ф. 244, оп. 8, № 93, л. 6 об.).

В 1940 г. было опубликовано письмо к П. В. Анненкову П. А. Катенина, который писал ему 24 апреля 1853 г.: «Об осьмой главе Онегина слышал я от покойного <Пушкина> в 1832-м году, что сверх нижегородской ярмонки и Одесской пристани, Евгений видел военные поселения, заведенные гр. Аракчеевым, и тут были замечания, суждения, выражения, слишком резкие для обнародования, и потому он рассудил за благо предать их вечному забвению, и вместе выкинуть из повести всю главу, без них слишком короткую, и как бы оскудевшую» (П. А. Попов. Новые материалы о жизни и творчестве А. С. Пушкина.— «Литературный критик», 1940, № 7-8, стр. 231).

«В свете замечательного свидетельства Катенина, — писал М. А. Цявловский, — делается ясной связь восьмой главы с десятой, и только теперь, спустя более чем сто лет со времени выхода в свет главнейшего произведения великого поэта, мы узнаем, наконец, какой большой социальной значимости была развернутая им „даль свободного романа“. Содержание этих глав существенным образом изменяло не только композицию романа, но и его жанр. Начатый в духе „Беппо“, „шуточного произведения мрачного Байрона“, он в процессе создания превратился в роман социальный и даже историко-социальный, трактующий такую важную тему, как декабризм» (М. А. Цявловский. Пушкиниана в 1940 году.— «Литературное обозрение», 1941, № 5, стр. 7).

Эти данные придают особенное значение вопросу Погодина после смерти Пушкина, цела ли восьмая глава «Онегина». Погодин мог не только слышать от Пушкина о содержании главы, подобно Катенину, но и слышать ее текст в чтении поэта. До настоящего времени глава эта не обнаружена.— Т. Ц.>

130 Письмо не опубликовано. Архив М. П. Погодина, хранящийся в ЛБ.

131 Письмо не опубликовано; хранится в Гос. архиве феодально-крепостнической эпохи. <В настоящее время — в ЦГАЛИ.— Т. Ц.>.

132 См. мою книгу «Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П. И. Бартеневым». М., 1925, стр. 27.

133 Все подготовительные тексты к «Истории Петра» были изданы в 1938 г. в Академическом издании (т. X) и с тех пор входят во все издания полных собраний сочинений Пушкина.— Т. Ц.