Подпись под автопортретом


Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. — 1935.
Подписи к рисункам.


9.

№ 1

Не искушай (сай) меня
безъ нужды —

Примечания

Автопортрет Пушкина в монашеском клобуке, с дразнящим его бесом и комическим перифразом стиха Боратынского находится в АУ, л. 491.

Воспроизведен впервые в Ал1, табл. 6 после стр. 116, а затем во многих других изданиях; ср. Э2, 255 и 384—386. Объяснения этого рисунка не сохранилось в семье Киселевых (потомков Елизаветы Николаевны Ушаковой). Мне кажется, что рисунок этот мог возникнуть так: Пушкин, занимая барышень УшаковыхЉ рассказывал им о своих романах (известно, что о романах с Олениной и Гончаровой они были хорошо осведомлены). На их вопросы, всегда ли он был так любвеобилен, он мог возразить, что прежде он был монахом (ср. стих в «Посланьи к Наталье» — «Знай, Наталья, я монах»), но что бес стал искушать его. Образы эти немедленно приняли конкретные формы в воображении Пушкина и были положены им на бумагу. Это искушение он назвал № 1. Образ сатаны, искушающего в виде женщины, находим еще в стихотворении 1827 г., обращенном к Екатерине Николаевне Ушаковой: «Когда бывало в старину»

Дальше в альбоме имеется большое количество женских портретов руки Пушкина, иногда с его пометами сверху: Њ 2, № 3, № 4, № 7, № 130. После рассказа об искушениях Пушкин, как вывод своей жизни, решил написать свой «дон-жуанский список», к которому отнесся уже серьезно (см. стр. 629—630). Последние имена второго списка дописаны на листке, смежном с «дон-жуанским списком», а именно на л. 491, где находится автопортрет в клобуке. Навряд ли Пушкин начинал эту композицию с автопортретом на занятом листке (листов чистых оставлено много), скорее он туда вписал непоместившиеся имена. Под бесом рукой одной из Ушаковых написано: «Кусай его», а рядом с № 1 приписано: «и последний», то есть

9.

Не искушай (сай) меня безъ нужды

Не искушай (сай) меня
безъ нужды —

что Пушкин опять стал монахом. Возможно, что тут намек на неудачное сватовство к Н. Н. Гончаровой 1 мая 1829 г. Если это так, то и этот рисунок и весь цикл нумерованных женских портретов и «дон-жуанский список» датируются осенним пребыванием 1829 г. в Москве (то есть между 20 сентября и 12 октября). Во время пребывания в Москве весною Пушкин не успел бы всего этого сделать (и навряд ли стал бы), так как в тот же день, когда он сделал предложение Н. Н. Гончаровой и получил отказ, он уехал в Арзрум.