Копия стихотворения Д. В. Давыдова «Возьмите меч — он не достоин брани...»


Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. — 1935.
Выписки из книг, журналов и газет, копии произведений, цитаты.


2.

Возьмите мечь — онъ не достоинъ брани

Сорвите лавръ съ чела онъ страстью омраченъ
О Боги Пафоса, окуйте мощны длани
И робкимъ узникомъ въ постыдной риньте пленъ

Я вашъ! и кто невоспылаетъ

Кому не пишется любовью приговоръ
Какъ черныя она ресницы подымаетъ

И страстью пышетъ взоръ,

Когда Харитой улыбнется

Или въ ночной тиши

Воздушнымъ призракомъ несется
Или надъ чувствами смеется
Любовью полныя души.

О вы, что прелестьми гордитесь!

Не вамъ ужъ более покорствуетъ любовь —
Вгляните1 на нее — и сердцемъ содрогнитесь
Она владычица и смертныхъ и Боговъ.
Пускай Свирепой Марсъ стыдомъ меня стращаетъ,
И потрясая лавръ зоветъ меня къ боямъ....
Воспитанникъ победъ прахъ ногъ ее лобзаетъ
И говоритъ прости торжественнымъ венкамъ

Но кто сей юноша блаженный

Который будетъ пить дыханье воспаленно

На розовыхъ устахъ

Познаетъ мленье чувствъ въ потупленныхъ очахъ
И на груди ея воздремлетъ утомленной?....

Давыдовъ.

Примечания

Копия стихотворения Дениса Давыдова, сделанная Пушкиным, входит в собрание автографов Пушкина в архиве кн. А. М. Горчакова (в ГАФКЭ) (см. КА XXXI, 156, где не указано, что копия писана Пушкиным).

Стихотворение написано на первой и второй (шесть строк) страницах согнутого полулиста синей писчей бумаги с водяным знакомґ«МОФЕБ». Подобной бумагой Пушкин пользовался в 1815—1816 гг.: на ней написаны стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе» (вшито в тетрадь № 2395 ЛБ), «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных») и «Пирующие студенты» (автограф 1816 г.) (оба последние из лицейского собрания в ИРЛИ), а также дневник конца 181– г. Вероятнее всего, датируется этот автограф 1815 г. — за это говорит еще и манера писать на четвертушках, и характерный для этого времени очень мелкий почерк. Таковы же автографы стих. 1814—1815 гг.: «Казак», «Послание к молодой актрисе» и «Пущину» («Любезный именинник») из собрания Академии Наук (в ИРЛИ), хотя и написанные на другой бумаге.

Текст стихотворения Дениса Давыдова в копии Пушкина дан в книге «Денис Давыдов. Полное собрание стихотворений.» Ред. и прим. В. Н. Орлова», Л., Библиотека поэта, <1933,> стр. 243, в виде вариантов к основному тексту.

Полностью текст автографа Пушкина печатается впервые.

В отдельном издании стихотворений Дениса Давыдова (1832 г.) первая Элегия («Возьмите меч») датирована 1814 г., копия Пушкина сделана, вероятно, в 1815 г., а впервые напечатано стихотворение было в 1821 г. (в газете «Рецензент», № 2). Таким образом в копии Пушкина мы имеем более раннюю редакцию, чем первопечатный текст, причем эта редакция является новостью, так как в ней есть отличия от самой ранней редакции, известной по автографу Дениса Давыдова (см. издание 1933 г., стр. 243). В новом виде, в окончательной редакции, Элегия вошла в издание 1832 г. стихотворений Дениса Давыдова.

Стихотворения Давыдова долго распространялись в списках. М. В. Юзефович вспоминал: «Раз я выразил ему сожаление, почему он до сих пор (это было в 1826 г.) не собрал и не издал своих стихотворений? — «Эх, братец, к чему? Ведь их и без того все знают наизусть» (РА 1874, II, 732).

Найденная в архиве Горчакова копия Пушкина с первой Элегией Дениса Давыдова — самый ранний документ интереса Пушкина к его поэзии.

Что привлекло юного поэта к этой Элегии? Конечно, не один пафос эротизма. Несомненно, Пушкин оценил и музыкальную игру вольного ямба. Денис Давыдов строил элегии свои на выразительной аритмичности разностопногЈ ямба, и при сравнении трех редакций стихотворения «Возьмите меч» видна работа в организации его звучания. Известны не раз цитировавшиеся слова Пушкина о том, что «в молодости он старался подражать Денису Давыдову в кручении стиха и усвоил себе его манеру на всегда» (П. П. Вяземский, «Александр Сергеевич Пушкин по документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям, 1826—1837», СПб. 1880, стр. 71). Не следует ли под «кручением стиха» понимать пользование вольным ямбом? Пушкин всю жизнь обращался к этому свободному разнообразному ритму (см. статью Г. О. Винокура «Вольные ямбы Пушкина», ПС XXXVIII—XXXIX, 23—36).

О Пушкине и Денисе Давыдове см. статью Бориса Садовского «Д. В. Давыдов», в книге его «Русская камена», М. 1910, нашу заметку «Давыдов Денис» в КН VI, 110—111, и заметку В. Н. Орлова в указанном Собрании стихотворений Давыдова, 1933 г., стр. 283—285.

Сноски

1 Описка вместо: Взгляните.