Болдинский памятник пушкинской поры
Пока не обнаружены документы времени строительства зданий, составляющих сегодня комплекс музея-заповедника, церковь остается неоспоримым (если не единственным) памятником Б. Болдина пушкинской поры. В ней осенью 1830 г. поэт вел беседы с крестьянами о принятии мер предосторожности против распространявшейся тогда с крае холеры. Сцены повседневной народной жизни, протекавшей возле храма,, нашли отражение в ряде его произведений.
Но при всей очевидной значимости для истории Б. Болдина здания церкви как памятника пушкинского времени оно остается менее всего изученным и сохраняемым.
История строительства в Б. Болдине значительной по размерам каменной церкви связана со многими общерусской значимости событиями конца XVIII в. Прежде всего с указом о губернской территориальной реорганизациЌ страны 1775 г., по которому недалеко от Б. Болдина, в некогда глухой провинции, начали развиваться как уездные административно-хозяйственные центры Нижегородского наместничества бывшие ранее небольшими селами Лукоянов и Починки. К таким событиям относится и Жаловавшая грамота дворянству 1785 г., позволившая господствующему сословию повсеместно обживать отдаленные от столиц родовые имения, превращая их в сложнорасстроенные комплексы с господскими домами и службами, храмами, парками и садами с прудами, беседками, декоративными мостами, вольерами, живописными ландшафтами.
Для деда поэта, владельца Б. Болдина второй половины XVIII в.. хозяйственное устройство родовых владений, видимо, стало главным в жизни. После 1763 г., когда Лев Александрович Пушкин по время дворцового переворота Екатерины II выбрал сторону ее врагов, он был вынужден уйти "по болезни" в чине артиллерии-подполковника в отставку. С тех пор большую часть времени он отдавал устройству своих имений. Свидетельством тому служит и возросшее число конфликтно-судебных тяжб из-за земель с соседями и расширение четой Пушкиных нижегородских владений: в 1776 г. было основано и заселено на левом берегу речки Озанки Малое Болдино в 1785 г.- приобретены земля близ Горбатова.
Б. Болдино в конце XVIII в. стало крупным селом (по 4-й ревизии к 1791 г. насчитывалось 122З души "мужеска полу с женами и рожденными после ревизии обоего пола детьми") с еженедельными базарами, собиравшим° по воскресеньям все окрестное торгующее население, кабаком, церковью и господской усадьбой. Правда, старая церковь оставалась небольшой, деревянной.
В 1782 г. болдинцы получили на ранее поданное прошение от владимирского епископа Иеронима храмозданную грамоту с дозволением "в помянутом селе Болдине построить вместо ветхой деревянной вновь каменную церковь во имя Успения пресвятыя богородицы с приделами Архангела Михаила и святителя Николая".
Тогда же начался сбор средств и заготовка строительных мате риалов, ставшие особенно необходимыми после пожара села 1787 г., в который "означенная деревянная церковь со всем церковным имуществом сгорела, в коей и храмозданная оной каменной церкви грамота сгорела"
Приказчик Пушкиных от имени всего "болдинского мира" был вынужден тогда обращаться к владимирскому епископу за разрешением на строительство.
Надо иметь в виду, что духовная жизнь населения значительной части юго-восточной территории Нижегородского наместничества в это время подчинялась г. Владимиру и только по указу синода летом 1783 г. перешло "из Суздальской и Владимирской епархии в Нижегородскую епархию по Нижегородскому наместничеству 255 церквей" в том числе храмы всего Лукояновского уезда. Это существенно ускорило реализацию давно задуманного строительства в Б. Болдине, ибо возведение каменной церкви в XVIII в. было возможно только после представления на рассмотрение и утверждение сначала в местную духовную консисторию а затем и в синод фасадов и планов будущей постройки с привязкой ее на место, что требовало активного участия профессионально обученного архитектора-строителя.
После же того, как духовная жизнь Лукояновского уезда была подчинена Нижнему Новгороду, епископ Дамаскин, находясь в дружеской связи с первым нижегородским губернским архитектором Я. А. Ананьиным, видимо, сумел привлечь его к этой работе. Во всяком случае, в 1789 г. Лев Александрович уже заключил договор с московским купцом на поставку в его вотчину белого камня. Тогда же развернулись основные строительные работы.
Тащим образом, хотя пока не выявлены подлинные авторские чертежи каменной церкви Б. Болдина, мы можем с большей долей вероятия предположить участие в ее возведении нижегородского губернского архитектора Якова Ананьевича Ананьина, одного из видных деятелей русской культуры XVIII в., ученика В, В. Растрелли и А. Ф. Кокоринова, сотоварища по творчеству В. И. Баженова и В. И. Старова.
В первых числах июля 1791 г. поверенный болдинского имения Пушкиных Иван Александров обратился к Дамаскину: "... как оная церковь постройкою уже окончена и помянутыя два придела как церковным благолепиеЕ и святыми иконами украшены, так и прочим потребным для церкви снабжены, почему и следует теперь ко освящению,-и просил: - Означенныя совершившияся приделы на выданных на атласе антиминсах дозволить по чиноположению церковному освятить города Перевоза протоиерею Василию Федорову и о том учинить милостивую резолюцию".
Просьба была незамедлительно уважена, и 3 сентября 1791 г. В. Федоров уже сообщал в нижегородскую консисторию, что "вышеописанныя приделы минувшего июля 12 и 13 днях на выданных вновь на атласах антиминса‹ по чиноположению церковному освящены".
Из приведенного текста видно, что первоначально были освящены алтаря приделов в честь Николая и Архистратига Михаила, располагавшиеся по сторонам просторной трапезной, тогда как в помещении собственно церкви отделочные работы, видимо, продолжались еще длительное время (как это и бывало обычным при строительстве столь значительных по размерам храмов). Тем не менее, нам кажется вполне правомерным датировать строительство церкви в Б. Болдине 1791 г.
План церкви имеет строго осевое (восток-запад) построение своих составных частей: прямоугольная алтарная абсида(7,823Х4,978 м), круглый главный моленный зал диаметром 8,534 м, вытянутый по оси север-юг объем трапезной с двумя приделами по сторонам (.19,567Х8,534 м), притвор (8,634х8,534 м) и просторная площадка крыльца с восьмиступенным.и всходами с трех сторон. Всего полезной площади в интерьере насчитывалось более 350 кв. м.
Главный моленный зал на высоте 28,4 м был перекрыт сферическим куполом с люкарнами по странам света и восьмиграиным барабаном с вполне согласованной в размерах главкой, вознесшейся над площадью более чем на 40 м и естественно видимой за много верст из окрестностей, что было особой гордостью болдинских прихожан.
На уровне перехода от четверика основания к восьмерику рас полагались хоры с угловыми внутристенными всходами, создававшими округлость зала. Над притвором возвышалась колокольня с тремя уменьшающимисЎ в высоте круглыми объемами., перекрытыми в каждом ярусе сводами.
Давая общую оценку архитектурного и объемно-пространственного построения болдинской церкви, мы можем сказать, что это был утилитарно-удобный художественно добротный памятник русского классицизма конца XVIII в. снекоторым налетом < провинциализма> в решении основания здания, как это можно судить по выявленному иконографическому чертежному материалу. Хотя здесь же необходимо отметить его недостаточность, схематизм и, главное, позднее происхождение, когда памятник, возможно, уже пережил существенные потери в своем архитектурно-художественном решении, ибо функционировал около 150 лет и за это время, несомненно, неоднократно подновлялся и ремонтировался.
В 1934 году церковь в Б. Болдине как культовая организация была ликвидирована и в течение двух лет стояла закрытой.8 февраля 1936 года на президиуме Б. Болдинского райисполкома слушали ходатайство < граждан села Б. Болдина , Б. Болдинского сельсовета о передаче церкви под культурно-бытовые нужды районного центра>.
Сделать заключение о возможном приспособлении здания под клуб возложили на техника-строителя К. И. Коряковцева,который после осмотра помещений, стен и сводов 28 февраля 1936 года сообщал, что < здание вполне пригодно и может быть вполне переоборудовано... по кинотеатр> и предлагал < сделать частичную выборку существующих колонн и капитальных стен... но не затрагивая внутренних перемычек (сводов) , на которые сочетается центром тяжести давление возложенных ранее вышек (кумполов), которые остаются не тревожными с полным сохранением наружноговида>.
Но как только была разобрана некоторая часть внутренних несущих конструкций и тем нарушена конструктивная взаимосвязь частей здания, появились угрожающие трещины в сводах. Разбор давящих на своды частей (барабана с главой, верхних ярусов колокольни) уже не мог спасти положения. Необходимы были значительные капитальные вложения, но денег не было, и здание продолжало быстро терять свои части. В результате сохранился лишь объем алтаря с моленным залом, но без восьмерика и главы, где ныне располагается библиотека.
Такова вкратце история здания болдинской каменной церкви. Но то, что в трудные послереволюционные было объяснимым, в настоящее время мы можем считать большой потерей, особенно для музея-заповедника, который располагал бы еще одним интересным памятником и архитектурным объектом, связанным не только с именем А. С. Пушкина, но и его предками. Совершенно изменилось бы значение зеркала верхнего пруда и оформлении центра села. У градостроительно-планировочной структуры Б. Болдино появился бы архитектурно-художественный высотный акцент, обогащающий образ районного центра.