Скажи, какой судьбой друг другу мы попались?
— Скажи, какой судьбой друг другу мы попались? В одном углу живем, а месяц не видались. Откуда и куда?— Я шел к тебе, сестра. Хотелось мне с тобой увидеться.— Пора. — Ей-богу, занят был.— Да чем: делами, службой?— — Я, право, дорожу, сестра, твоею дружбой. Люблю тебя душой, и рад бы иногда С тобою посидеть... Но, видишь ли, беда — Ты дома — я в гостях, я дома — ты в карете — Никак не съедемся.— Но мы могли бы в свете Видаться каждый день.— Конечно! я бы мог Пуститься в свет, как ты. Нет, нет, избави бог! По счастью, модный круг совсем теперь не в моде. Мы, знаешь ли, мы жить привыкли на свободе. Не ездим в общества, не знаем наших дам. Мы их оставили на жертву старикам, Любезным баловням осьмнадцатого века. А впрочем, не найдешь живого человека В отборном обществе.— Хвалиться есть ли чем? Что тут хорошего? Ну, я прощаю тем, Которые, пустясь в пятнадцать лет на волю, Привыкли — как же быть?— лишь к пороху да к полю. Казармы нравятся им больше наших зал. Но ты, который в век в биваках не бывал. Который не видал походной пыли сроду... Зачем перенимать у них пустую моду? Какая нужда в том?— В кругу своем они О дельном говорят, читают Жомини. — Да ты не читывал с тех пор, как ты родился. Ты шлафорком одним да трубкою пленился. Ты жить не можешь там, где должен быть одет, Где вечно не курят, где только банка нет — .................................... |
Примечания
-
Отрывок этой комедии об игроке написан 5 июня 1821 г. в Кишиневе. Сохранился план пьесы, где действующие лица обозначены именами актеров петербургской драматической труппы:
Вальберхова вдова. Сосницкий ее брат. Брянский, любовник Вальберховой. Рамазанов, Боченков. Сосницкий дает завтрак. Брянский принимает гостей. Рамазанов узнает Брянского. Изъяснения. Пополам. Начинаетс‘ игра. Сосницкий всё проигрывает, гнет Величкина на карту. Отчаяние его.
——
Сосницкий и Вальберхова.
——
Вальберхова: Играл? — Играл. Долго ли тебе быть бог знает где? Добро либералы, да ты-то что?.. Зачем не в свете? — Да вся молодежь... Вы все бранчивы, скучно; то ли дело ночь играть.— Скоро ли отстанешь‹ — Никогда. Сестрица, милая, уезжай, у меня будет завтрак. Игра?— Нет. Прощай.
——
Сосницкий и Величкин.
Сосницкий: Карты! Величкин: Проиграется. Сосницкий: Полно врать, я поспею. Величкин и Брянский. Брянский и Вальберхова. Брянский и Рамазанов. Узнает, уговариваются.
——
Вальберхова: Что за шум? Величкин: Играют. Вальберхова: А Брянский?— Там же.— Поди за Брянским. Брянский и Вальберхова: — Я пополам, ему урок, он проигрывает... Сосницкий в отчаянии. Брянский. Велички– уговаривает. Тот его ставит на карту. Проигрывает. Величкин плачет. Сосницкий также. Брянский и Рамазанов. Конец.
——
Брянский; Рамазанов, Сосницкий: Вы здесь, а мне ничего не сказали...
——
— Мочи нет, устал, проигрался.
Пора в театр; нам друг дает последний завтрак, он застрелится.
——
— Я шел к тебе, сестра.— Покорно благодарю, в одном доме, а мы неделю не видались. Что ты делал? — Занят был; сегодня я дома; уезжай, пожалуйста, тебе надо быть у тетки; я даю завтрак.
— Бог знает, какое общество. Зачем тебя нет в свете и проч.
Из этих отрывков можно составить некоторое представление о сюжете пьесы. Сосницкий, молодой, скучающий человек, увлечен карточной игрой. Его окружает общество игроков, но среди них благоразумный Брянский, на которого влияет сестра Сосницкого, вдова Вальберхова, за которой он ухаживает (в театральных терминах — ее любовник). Он входит в соглашение с известным ему шулером Рамазановым с целью дать урок Сосницкому и так обыграть его, чтобы он впредь уже не играл. Сосницкий проигрывается и ставит на карту своего крепостного дядьку — Величкина. Проиграв его, он в отчаянии. Тогда Рамазанов открывает ему, что игра велась в шутку, и всё оканчивается благополучно. Несмотря на счастливую развязку, Пушкин, видимо, хотел дать сильно драматическую пьесу явно антикрепостнического направления. Все персонажи этой комедии названы именами актеров петербургского театра согласно характеру тех ролей, какие они исполняли. Вальберхова играла молодых кокетливых женщин. Сосницкий — молодых фатоватых светских мужчин. Брянский выступал как в трагедиях, так и в серьезных комедиях на драматических ролях. Величкин играл стариков. Прочие — второстепенные актеры.