Скачать текст произведения

Измайлов Н.В. - "Роман на Кавказских водах". Часть 2.

2

Самым первым из планов задуманной Пушкиным Кавказской повести является, по-видимому, набросок на листе № 271,11 написанный целиком (кроме фамилии героя) по-французски, еще без ясных очертаний действующих лиц, но с намеченной кульминацией в развитии сюжета:

Якуб.<ович> enlève Marie qui a fait avec lui la coquette —

[Son amant l’enlève du milieu des tcherkes — ]

Kounak — un jeune garçon [amoureux de] [d’elle] attaché à elle,

l’enlève et la [donne <?>] rend à sa famille —12

Средний абзац этого наброска ·«Son amant l’enlève ~ des tcherkes») зачеркнут — очевидно, в ходе записи, замененный третьим абзацем, где дается иной путь спасения героини — участием черкесского юноши, привязанного к ней, — кунака «Якубовича». Затем весь текст перечеркнут несколькими диагональными чертами, т. е. отменен.

Ниже на том же листке N 271, отделенный чертою or зачеркнутого наброска, записан новый, значительно более подробный и развитой план. Вероятнее, однако, что не он следует непосредственно за наброском, нЌ другой, более короткий, развивающий обстановку и дающий новые подробности и новые повороты сюжету, затем отброшенные. Этот план, который можно обозначить как «Первый основной», записан на листе № 270, на обороте помянутой выше записки от Е. М. Хитрово. Он читается так:

[Кавказские воды — Семья русская — Якуб.<ович> приезжает — ]

Эти фразы зачеркнуты, и на соседней, пустой странице приписано:

Якуб<ович> хочет жениться

Далее план продолжается:

Якуб.<ович> impatronisé.13 Arrivée du véritable amant14 [tout le monde] Les femmes enchantées de lui [On] Soirées [dans]15

в калмыцкой кибитке — [jeux]16 встреча — изъяснение — поединок — Якуб.<овича> [ранен] не дерется — условие. Он скрывается — Толки, забавы, гуляния — Кунак [Enlèv<ement> <?> ]17

Нападение Черк.<есов> enlèvement18 — — [Москва] [Приезд Якуб.<овича> в Москву]19

Здесь нужно обратить внимание на некоторые детали, отсутствующие в других, позднейших планах. Это, во-первых, отка絫Якуб<овича>» от поединка с соперником — «настоящим любовником», следствием чего являются его исчезновение («Он скрывается») и «толки» среди общества на водах, затем — его приезд в Москву. Последнее обстоятельство давало бы совершенно новый, неожиданный поворот всему повествованию, перенося место действия с Кавказа в Москву, — но это указание зачеркнуто: Пушкин отказался от него, и в дальнейших планах московский эпизод не получает развития и не упоминается.

Дополнительным наброском к этому («Первому основному») плану является краткая запись на листе № 268. На раннее место наброска в ряду планов указывает то, что подобно № 270 он написан почти сплошь на французском языке и что основной пружиною является желание «Якубовича» жениться, вызванная этим ссора и дуэль — только не с «настоящим любовником», а с братом героини, играющим, по-видимому, важную, едва ли не центральную роль. О семье (родных) героини здесь ничего не сказано, нет и ее имени или фамилии; упоминаемый в начале плана «расслабленный» или «паралитик» в дальнейших планах определяется как отец «Якубовича». Этот набросок читается так:

Раз.<слабленный> <?> брат едет из П.<етер> Б.<урга> — il laisse son escorte [à] [un] [pauvre] au paral.<ytique> — est attaqué par les tch<erkes> il en tue un — les autres fuient, [ils blessent] [Якуб<ович>] Як.<убович> n’y est pas?20 — спрашивает у сестры [в кого она вл<юблена>] влюбл<ена> ли она в Як.<убовича>. Смеется над ним.

Як.<убович> fait des frais pour lui — et lui demande sa sœur en mariage

Duel.21

Вслед за этими, еще очень неразработанными планами создается другой, который можно назвать «Вторым основным». Он написан на листе № 271, после зачеркнутого и отделенного чертою наброска, о котором говорилось выше.

План начинается подробной экспозицией — перечислением тех, «кто живет на Кавказе», — постоянных обитателей и приезжих, составляющих фон повествования и его главных героев. Героиня и здесь названа Марией, она еще не имеет фамилии («семейство N из Москвы»), здесь ее отец и, позднее — брат, обозначенный именем «Pelham». Героем является «Якубович», его соперник — «любовник». Дуэль, похищение героини и ее избавление составляют уже твердо намеченные главные события повествования.

Текст «Второго основного» плана таков:

Les eaux — une saison,22 весна кто живет на Кавказе — один расслабленный, [конвойный] майор Курисов — Генерал-баба Генеральша Мерлина — два лекаря.

Семейства съезжаются — семейство N из Москвы — Отец и [две] дочь.23 Отец составляет вист: рассл.<абленный> лек.<арь> и Кур.<исов> — дочь24 дружится с воспитанницей Генер.<альши> — воспит.<анница> чувств.<ительная> сводня. — [Приезд Якуб.<овича> — [Приезд брата и любовника]

Поэт, брат, любовник, Якуб.<ович>, зрелые (?) невесты, банкометы (сотр.<удники>) Якубо<вича>25

На другой день банка26 — все дамы на гуляньи ждут Якуб<овича>. Он является — с братом, который представляет его — Его ловят. Он влюбляется в Марью — Cavalcade27 Бешту. Якуб.<ович> сватается через брата Pelham28 — отказ — дуэль — у Якуб.<овича> секундант поэт — у брата (Кур.<исов> отказ<ывается>) любовник раненный на Кавк.<азе> офицер; бывший влюблен<ный> [еще в] знавший Якуб.<овича> в горах, и некогда им ограб.<ленный> — —

Якуб.<ович> ночью едет в аул <к> узденю

во время переезда из Горяч. <их> <вод> на Холодные

Якуб.<ович> enlève29 — тот едет и спасает ее с одним Кунаком —30

Следующий план, занимающий верхнюю часть листа N 273, несмотря на его краткость, имеет значение (мы назовем его вариантом‚«А» Третьего основного плана): он, во-первых, развивает и уточняет то перечисление «жителей» и приезжих на воды, которое намечено было во Втором основном плане (№ 271), и дает почти им всем определенные фамилии; во-вторых, героиня, еще не названная, приезжает не с отцом, а с матерью, Московской барыней; в-третьих, он связывает планы с известным нам наброском начала повествования («Москва, сцена отъезда или об отъезде» — соответственно: «В одно из первых чисел апреля 181. года»). Текст этого плана таков:

Теперешнее состояние Кавказа и прежнее —

Кто были [посетители и] жители?

[Жит.<ели>] Генерал Мер.<лини> с женой, Маиор Кур.<илов> нач.<альник> отр.<яда> казач.<ий> отря.<д>

Больной [Обл.<?>] оф.<ицер>, два лекаря, (враги по рем.<еслу>) кто скорей реком.<ендуется>

Приезд Моск.<овской> барыни, (ее дочь, комп.<аньонка>, две девки, куч.<ер>, пов.<ар>, дв.<ое> сл.<уг>31).

Вслед за нею отец Як.<убовича>, [с Ив. <?> ]. Ген.<ерал> Мер.<лини> с женой — атаков.<аны> черк.<есами>.

————

Москва, сцена отъезда или об отъезде —

Общество на водах два лекаря, Курил<ов>, больной и офиц.<ер> приехавш<ие>32 заране33

В этом плане, как видно, содержится всесторонняя экспозиция повествования — на Кавказских водах и в Москве. Но еще не определены имя героини и фамилия ее матери, т. е. (как будет показано далее) нет намекоф на их прототипы. Нет и указаний на конфликт, развивающийся вокруг героини, на развитие и разрешение сюжетных связей. Эти элементы сюжета были намечены уже в более ранних планах — Первом и Втором основных (№№ 270 и 271) — но там они еще не были развиты, вследствие колебаний в определении основных героев. Наметив теперь, в варианте «А» Третьего основного плана (№ 273), всю экспозицию и почти всех персонажей, как главных, так и второстепенных, составляющих характерный фон, Пушкин вернулся к развитию сюжета в следующем плане (№ 269), который можно условно обозначить как вариант «Б» Третьего основного плана.

В этом плане-варианте героиня уже обозначена именем «Алина» («Александ<ра>» или «Александ<рина>», но это обозначение

зачеркнуто) и, как и ее мать, носит фамилию‰«Корс.<акова>». Это, как будет показано ниже, прямые указания на их прототипы. Зато фамилия первого героя — «Якубовича» других планов — и его отца дается в первой половине плана сокращенно — «Куб.<ович>», что, однако, только вуалирует, но не изменяет указания на его прототип.

Плану предшествует краткая заметка, резюмирующая кульминационный момент в развитии сюжета:

Алина34 увезена Кубов. <ичем> в аул и спасена [ее женихом]35 — Гранев

Ниже следует самый план:

Приезд на станцию старухи К.<орсаковой> и старика Куб.<овича>. Корс.<акова> едет далее, а он плетется назад.36 [Они атакованы]

Гранев, Курилов37 и Хохленко сидят у кислосерного источника — Курилов рассказывает™<про> черке<сский> набег — Едет Корс.<акова> — Шмидт предупреждает Хохл<енко> [Хохл<енко> ходит] Приезж.<ает> в пара<личе> разб.<итый> ст.<арик>38 Хохл<енко> ходит за ним.

Алина кокетнича<ет> с офиц<ером>,39 котор<ый> в нее влюбляется — Вечера Кавказские — Приезд Кубо<вича> — смерть его отца — Театральное погребение — Алина начинает с ним кокетничать

Куб•<ович> введен в круг Корс<аковых> — Им оне восхищаются — Гранев его начинает ненавидеть — Якуб.<ович> предлагает свою руку, она не соглашается — влюбленная в <?> <Гранева? > Он предает его черкесам —40

Он41 освобожден (Казачкою Черкешенкою) и является на воды — дуэль — Якуб.<ович> убит —42

Еще один план — на листе N 272 — представляет собою ряд заметок, повторяющих то, что уже содержалось в двух вариантах Третьего основного плана, с некоторыми дополнениями и изменениями. Он может быть условнф назван дополнением или вариантом «В» к Третьему основному плану. Текст его, разделенный чертами, читается так:43

Кунак, друг Якуб.<овича>, плен<ите>ль44 оф<ице>ра. Брат казачки.

Последн.<яя> станц.<ия> Парал.<итик> разг.<оваривает> <с> Ник. <?> и Корс.<аков>ой

Приезд пар.<алитика> смерть его в Конст<антиногорской>. Приезд сына с каз<аками? > Похороны. Все — кокетство

Встреча Пле.<нника> с Якуб.<овичем> [у] Корс.<аковых> <?> — Объясн.<ение>

Приезд Кор—<саков>ой — —45

Общество на водах — — —

Кавк.<азский> Пл.<енник> дочь с ним кокетн.<ичает> — она46 влюбляется —

[Он ей друг]

Приезд Парал.<итика>

Наконец, последний план — N 274 — представляет собою лишь заметку, подробно развивающую один эпизод в варианте‘«Б» Третьего основного плана («Гранев, Курилов и Хохленко сидят у кислосерного источника...») и поясняющую слова в варианте «А» того же плана: «два лекаря, враги по ремеслу, кто скорей рекомендуется». Фамилия лекаря-малоросса, как видно, не установлена твердо.

Хлапенко47 малор.<осс> лекарь; поэт, игрок, воин, musard,48 любопытный — Гуляет с казачьим офицером, который ему рассказывает — — Едет коляска с дамой Моск.<овской> или с больным откупщ.<иком> О<десским> <?>49Хлап.<енко> опазды<вает> — Немец берет его место — Куда вы Адам Адам<ович>

Таковы все материалы, дошедшие до нас, о замысле пушкинского «Романа на Кавказских водах»: повествовательное начало, изображающее сцену в Москве, накануне отъезда Томских (в планах — «Корсаковых»), матери и дочери Маши (в планах — «Алины»), на Кавказские воды; ряд планов, из которых можно выделить три основных (Первый — № 270, Второй — № 271, Третий — в трех вариантах, связанных между собою: «А» — № 273, «Б» — № 269, «В» — № 272)50 и несколько дополнительных; ранний набросок на л. № 271, записанный до Второго основного плана; дополнительный набросок к Первому основному плану (№ 268); отдельный набросок — в развитие одного эпизода в вариантах «А» и «Б» Третьего основного плана — № 274.

На основе изучения эволюции этих планов мы и сделаем попытку реконструировать основные линии романа, на которых остановился Пушкин.

Мысль написать произведение значительного размера — повесть или даже роман, — основанное на личных впечатлениях и некоторых подлинных современных событиях, могла возникнуть у Пушкина вскоре по возвращении из кавказского путешествия 1829 г. Едва ли, однако, она получила тогда какое-либо осуществление: вернее думать, как на это указывают приведенные выше хронологические данные, что замысел начал кристаллизоваться в сентябре 1831 г., когда Пушкин, живя с молодою женою в Царском Селе, пользовался кратким периодом относительной свободы и спокойствия, чтобы приняться за первый свой современный бытовой и психологический роман, с сюжетом авантюрно-любовного характера, с жизненно правдивыми ситуациями и персонажами. Такой роман должен был противостоять, с одной стороны, «нравоописательному» или «нравственно-сатирическому» роману, типа романов Булгарина, а с другой — романтическим вымыслам — псевдоисторическим или современным — в произведениях новой французской школы — В. Гюго, А. Дюма, Ж. Жанена, раннего Бальзака и др. — и их русских последователей и подражателей, начиная с Ал. Бестужева (А. Марлинского).51

Центральный эпизод задуманного произведения, составляющий его завязку, сформулирован в самом раннем, как мы думаем, наброске плана («Якуб.<ович> похищает Марию...» и т. д., на листе № 271). План этот затем перечеркивается, т. е. отменяется следующими, «перекрывающими» его набросками. Но самый эпизод остается в основном неизменным при всех осложнениях и изменениях общего плана.

В процессе обдумывания сюжета «Кавказской повести» и последовательной обработки его от плана к плану меняются, уясняются детали, осложняется сюжет, расширяется охватываемый им материал, ярче обрисовывается бытовой фон, разрастается количество персонажей; в ряде планов намечаются разные сюжетные ходы, остающиеся во многих случаях без развития. Задуманный рассказ вырастает в произведение значительно большего масштаба — может быть, даже не в повесть, а в роман с развитым, многоплановым и сложным сюжетом, на что указывает детализированное начало повествования, набросанное одновременно с записью планов, когда они уже достаточно уяснились в авторском сознании («В одно из первых чисел апреля...» и т. д.). Краткая заметка в конце варианта «А» Третьего основного плана (№ 273) — «Москва, сцена отъезда или об отъезде» — открывает разные возможности введения этой сцены в общую композицию: или в виде вступления, пролога, на что указывает форма написанного Пушкиным наброска, или (что, однако же, менее вероятно) как эпизод, хронологически предшествующий вступительному описанию Кавказских вод и приезду московской барыни, но к которому автор возвращается уже после начальной экспозиции.52 Московская сцена, составляющая скорее всего пролог или первую главу задуманного произведения, может быть или описанием самого момента отъезда («сцена отъезда»), или приготовлений к нему и разговоров о нем, в которых могли бы быть обрисованы два главных действующих лица: уезжающие на Кавказ барыня-мать и ее дочь («об отъезде»). Именно последний путь был, по-видимому, избран Пушкиным в его наброске, который должен был стать, вероятно, вступлением, предшествующим описанию Кавказских вод и их обитателей.

При всех частных расхождениях в отдельных планах, мы можем, основываясь прежде всего на тех, которые являются последними (это Третий основной план во всех его вариантах) и дополняя материалом, сохраняющим свою актуальность, из других, предшествующих, построить, пусть в самых общих чертах, фабулу повествования в ее целом.

На Кавказские воды, весною, приезжает московская семья: барыня, мать героини, называемаяХ«Корс — ой» (т. е. «Корсаковой»; в наброске начальной «сцены об отъезде» она носит фамилию Томской; в ранних планах глава семьи — не мать, а отец, никак не названный); ее дочь — «Маша» в наброске начальной сцены, «Марья» ранних планов, «Александра» или «Александрина», «Алина» в Третьем основном плане; их свита — компаньонка, дворовые слуги и служанки; позднее приезжает и сын, условно называемый «Пелам». Одновременно с ними приезжает на воды и разбитый параличом старик — отец романтического героя, называемого условным именем «Якубович» или (иногда) «Кубович». Описанию их приезда на воды предшествует общая экспозиция, показывающая состояние Кавказа — прежнее и теперешнее, — описывающая воды во время сезона, их постоянных обитателей — военных, лекарей и других приезжих «посетителей» — больных разного рода и состояния — весь тот пестрый и разнохарактерный фон, на котором в дальнейшем развертывается действие. Последнее начинается вставными эпизодами: разговорами обитателей вод о набегах черкесов; соперничеством, носящим комический характер, двух лекарей, немца и малоросса, из-за приехавшей богатой больной, в котором побеждает немец. В планах упоминается и о нападении черкесов на путешественников — московскую барыню и старика-паралитика, — но неясно, к какому моменту оно может быть приурочено и какую сюжетную роль должно играть: быть может, это — мотивировка встречи героини с майором Куриловым, другом Кавказского офицера Гранева, а через него и с самим Граневым, который в нее влюбляется. «Алина», живя на водах, кокетничает с влюбленным в нее Граневым (он в иных планах обозначается словами «любовник», «amant» и даже «жених»). Так завязывается один любовный узел романа.

К больному старику-паралитику приезжает из армии на воды его сын — офицер•«Якубович». Отец умирает, и его «театральные» похороны, представляющие собою «кокетство», производят большое впечатление на «Алину». Вслед за этим «Якубович» входит в круг «Корсаковых», и «Алина» обращает на него свое кокетство. Гранев, отодвинутый «Якубовичем» на задний план, «начинает его ненавидеть». У него с «Якубовичем», помимо соперничества в расположении «Алины», есть, по-видимому, какие-то старые счеты: «Якубович» когда-то его «ограбил» — вероятно, в карты, на что указывает связь «Якубовича» с «банкометами» и счастливая игра («банк»), обращающая на него внимание всего общества. Связывают, наконец, «Якубовича» с Граневым — и вместе с тем служат причиной их вражды — отношения их с горцами: у обоих есть много друзей черкесов в горских аулах; Гранев, в недавнем прошлом, был «кавказским пленником» — т. е. прожил некоторое время в плену у горцев. На связи того и другого героя с горцами указывают «уздени», «кунаки» (в их числе — молодой черкес, преданный — каким образом, трудно сказать — «Алине»), «казачка черкешенка», упоминаемые в некоторых планах. Притом «пленитель» Гранева, т. е. черкес, взявший его когда-то в плен, — кунак «Якубовича» и вместе с тем брат «казачки черкешенки», помогшей Граневу освободиться из плена; все это вносит новые, осложняющие моменты в сюжет романа.

«Якубович», увлеченный «Алиной», сватается к ней через ее брата, обозначенного именем «Pelham» («Пелам»), но получает отказ. Тогда, после бала или во время переезда с Горячих вод на Холодные (т. е. из позднейшего Пятигорска в Кисловодск), он с помощью своих друзей черкесов похищает «Алину» и увозит ее в горы. За ним в погоню отправляется Гранев. С помощью кунака-черкеса он освобождает «Алину» и возвращает ее семье. Между Граневым и «Якубовичем» происходит дуэль, в которой «Якубович» погибает.

Таким представляется окончание романа в наиболее вероятном его построении. Но возможны и другие разрешения главной сюжетной линии, т. е. соперничества и столкновения между двумя героями, Граневым и «Якубовичем» влюбленными в «Алину»: по одному из вариантов плана дуэль происходит между «Якубовичем» и братом «Алины», причем Гранев является секундантом ее брата; по другому — «Якубович», желая похитить «Алину», устраняет Гранева, предав его черкесам; но он, освобожденный «казачкой черкешенкой», появляется на водах, предупреждает похищение и вызывает «Якубовича» на дуэль. Все эти возможные варианты в основном, как видно, близки друг к другу.53

Таковы — схематически и совершенно условно — основные сюжетные линии пушкинской повести или, вернее, романа. Реконструируя их, мы не утверждаем, что именно таким был бы «Роман на Кавказских водах», если бы Пушкин написал его: напротив, в процессе творчества сюжетное построение его могло бы изменяться, на что указывают колебания поэта в разных планах, особенно ранних, где мы видим, например, перенесение момента поединка ко времени до похищения героини, отказ «Якубовича» от поединка и его исчезновение, — вплоть до полного изменения завершающих роман событий: похищение «Алины» должно было удаться, и «Якубович», может быть вместе с похищенной девушкой, появлялся в Москве. Это могло начать новую, совершенно не поддающуюся разгадке, фазу повествования. Но подобный оборот замысла был отброшен автором, не получив развития.

В приведенной выше примерной схеме мы подбираем те основные сюжетные линии и положения, к которым приходит автор в наиболее поздних, наиболее развитых и отдельных планах. Отсюда несколько отвлеченный и фабульный характер построенной нами схемы. Дальнейший анализ планов, раскрытие некоторых особенностей их сжатых формул, а главное — раскрытие конкретных черт персонажей, обозначенных в них либо подлинными фамилиями исторических лиц, либо условными именами — позволяет, насколько возможно, заполнить живою тканью сухую схему и сделать некоторые выводы о характере произведения, которое хотел написать Пушкин, и о том, почему он его не написал.

Действующие лица в повести (мы пока не определяем — является ли задуманное Пушкиным произведение повестью или романом) располагаются следующим образом: в центре — московская семья «Корсаковых» — мать, сын (не названные), дочь «Алина». Она — героиня романа, и из-за нее борются два соперника — офицеры Гранев и «Якубович». Вокруг них несколько второстепенных персонажей, принимающих то или иное участие в действии: старик — отец «Якубовича», два лекаря — малоросс Хлапенко, или Хохленко, и немец, Адам Адамович Шмидт, майор Курилов, друг Гранева; генерал и генеральша Мерлины с их воспитанницей. Далее, горцы, менее определенные и не названные, но играющие активную роль, в некоторых случаях очень важную: горец, кунак Гранева, «казачка черкешенка» и ее брат, кунак «Якубовича»; другой молодой горец, привязанный к «Алине». Наконец, множество лиц, составляющих общество на водах и фон, на котором развертывается действие: больные (в числе их «откупщик»), дамы, «зрелые невесты», игроки («банкометы»), офицеры, казаки, слуги «Корсаковых» и пр.