Скачать текст произведения

Виноградов И. - Путь Пушкина к реализму. Часть 5.

V

Мы не имеем здесь возможности разобрать сколько-нибудь подробно реалистический период творчества Пушкина. Произведения этого периода — главнейшего в его творчестве — слишком многочисленны и разнообразныЙ Мы попытались лишь наметить основные этапы движения к реализму у Пушкина в их обусловленности совокупностью общественных отношений, социально-политической эволюцией поэта. От антиисторической «философии просвещения», эпикуреизма и либерализма, от «легкой поэзии» первого периода через романтическое «разочарование» и субъективизм Пушкин приходит к объективизму, к народности и историзму, приходит к реалистическому, широкому и многостороннему изображению «правды» нравов и страстей. Эта «правда» не абсолютна, а классово ограничена. Пушкин рассматривает действительность под углом зрения «народного духа», под углом зрения исторической закономерности господствующих «нравов» и общественных форм, на этот стержень нанизывая материал реальной действительности. Он кончает тем, что капитулирует перед феодально-крепостнической государственностью и выдвигает «почвенного» героя, скромно делающего свое дело, верного государственному и моральному «долгу» (Татьяна, Гринев).

Творческое развитие Пушкина вовсе не было каким-то имманентным процессом, как это изображалось либеральными историками литературы. Те или иные тенденции в его творчестве, в его творческом методе порождалисЅ и стимулировались живыми практическими потребностями. Творчество его было живым делом, орудием защиты и нападения, орудием осознания окружающей общественной жизни и своего поведения в ней. Может показаться странным, что развитие реалистического метода объясняется здесь как следствие консервативных общественно-политических устремлений Пушкина, как следствие политического компромисса. Но и в этом нет ничего удивительного. Мы знаем примеры, когда субъективно-реакционные тенденции были связаны с реализмом в творчестве. Таков Бальзак. Можно думать, что самый его реализм был орудием разоблачения финансовой, денежной буржуазии с точки зрения буржуазии патриархальной. Маркс в «Введении к критике политической экономии», которое мы уже цитировали, прямо пишет по поводу буржуазных робинзонад: «Так как этот индивид казался им воплощением естественных свойств и (соответствовал) их воззрению на природу человека, то он представлялся чем-то не исторически возникшим, а установленным самой природой. Это заблуждение было до сих пор свойственно каждой новой эпохе. Стюарт, который как аристократ во многих отношениях, в противоположность XVIII веку, стоит на исторической почве, избежал этой ограниченности».

Реализм вообще имеет в своей основе стремление к широкой, многосторонней, конкретной ориентации ≫делах и днях» своего времени, в то время как в романтике преобладает общее, абстрактное, субъективное, преобладает общий протест или общий призыв. Реализм может быть критическим (вырастающим из стремления переделать действительность, предъявляющим ей конкретный «счет»), но может быть и реализмом копромисса, реализмом, ориентирующимся на господствующий строй. У Пушкина мы имеем как раз последнее. От рационалистического вольнолюбия и эпикуреизма через романтическое «разочарование» он приходит к реализму примирения с окружающим, к реализму малых дел и постепенного прогресса.

Эти соображения дают нам возможность понять и историческую роль Пушкина. Пушкин оказался основной фигурой русской литературы XIX в. не только в силу своей гениальности, но и потому, что он был представителе� одной из основных струй русского исторического процесса. Капитализм имел свои национальные формы. Ленин, характеризуя своеобразие русского исторического процесса, писал: «Аграрный вопрос составляет основу буржуазной революции в России и обуславливает собой национальную особенность этой революции» (т. XI, стр. 492). Ленин же, намечая этапы революционного движения в России, говорил, что представителем его в первый период было дворянство. Это означает, что основная проблема классовой борьбы в России XIX в. — проблема аграрного капитализма, проблема тех форм, в каких он будет развиваться. В силу целого ряда исторических обстоятельств в течение всего XIX в. господство осталось за помещиками, все более и более капитализировавшимися. Пушкин стоял у начала этой широкой исторической струи, этого стержня главного потока исторического развития России. Он наметил те проблемы, которые занимали представителей дворянско-буржуазной литературы весь XIX в., и дал художественные формулы для их решения. Фигура Пимена, этого воплощения «национального сознания», «национальной мудрости», фигура «скромного героя» — Гринева, «русской женщины» — Татьяны, фигура «бедного чиновника» в разных вариантах прошли через крупнейшие произведения дворянско-буржуазных писателей XIX в. Это были опорные обобщающие формулы, к которым возвращались все снова и снова. Вот почему «вольнолюбивая» и «эпикурейская» лирика Пушкина не оказала значительного влияния, вот почему его романтические поэмы оказали чрезвычайно большое, но очень недолгое влияние на литературу, современную Пушкину, и вот почему к его реалистическим произведениям возвращались и у них учились в течение целого века. И для нас Пушкин особенно интересен как представитель «молодости» дворянско-буржуазного реализма в России, как наиболее раннее и цельное его проявление.