Бонди С.М. - Пушкин и русский гекзаметр. Часть 5.
5
Роль цезуры в стихах античных, а также тонических, состоит в членении стиха на части, в выделении наряду со стихом (обозначающимся обычно отдельной строкой) подчиненных подразделений внутри стиха: полустиший и т. п. Цезура отмечается то фразовой паузой, то просто границей между двумя синтаксическими и интонационными группами. При этом для ощущения цезуры достаточно, чтобы в соответствующем месте оканчивалось слово, хотя бы интонационная связь его со следующим словом была такова, что никакого перерыва в речи, в интонации не образуется.
Не приводя полностью всех видов цезур, констатируемых стиховедами в гекзаметре (частью действительных, частью мнимых), мы укажем только наиболее существенные.
При помощи цезур стих гекзаметра может делиться: а) на две части, б) на три части.
На две части стих делится, во-первых, цезурой, стоящей после «тезиса» («сильного времени») третьей стопы — так называемая «пятиполовинная» цезура («penthemimeres»).
Гнев, | богиня, | воспой | || | Ахиллеса, | Пелеева | сына. |
Ú | U|Ú U | U| Ú | || | U U| Ú U | U| ÚUU| | Ú U |
Ритмический смысл этой цезуры в том, что стих ею рассекается на две части противоположного ритмического движения: первая часть — дактилическая начинается с ударения, образует так называемый нисходящий ритм:
Гнев, | богиня, | воспой, | — |
Ú | U Ú U | U Ú |
Ахиллеса, | Пелеева | сына. |
U U Ú U | U ÚUU | Ú U |
Эта последовательность в одном стихе двух контрастирующих полустиший придает стиху внутреннее ритмическое движение, внутреннюю энергию — стих пружинит.
Аналогичный эффект возникает в случае, когда в третьей стопе не чистый дактиль, а спондей (в античном) или хорей в русском и немецком стихе. Здесь остается такое же энергичное начало на ударении и энергичны™ конец первого полустишия тоже на ударенном слоге.
Старец! | Чтоб | я | никогда | || | тебя | не | видал | пред | судами. |
Ú U | U| | Ú | U U| Ú | || | U|Ú | U | U|Ú | U | U| Ú U |
Несколько ослабленный ритмический эффект того же типа дает и еще один вид цезуры, делящий стих на две части: цезура падает также в третьей стопе (обязательно дактилической), но не непосредственно посл‡ ударенного слога, а дальше, после первого безударного (цезура «после третьего хорея» — kata triton trochaion).
Так | воспел | он, | моляся, | || | и | внял | Аполлон | сребролукий. |
Ú | U| Ú | U | U|Ú U | || | U | | Ú | U U| Ú | U U| Ú U |
Здесь контраст мягче: первое полустишие имеет «женское» окончание, менее энергичное — trithemimeres:
Так | воспел | он | моляся, | — |
Ú | U Ú | U | U Ú U |
Совершенно иное движение в стихе, разделенном на три части двумя цезурами: первая падает после ударенного слога второй стопы (трехполовинная цезура —N«trithemimeres»), a вторая после ударенного слога четвертой стопы (семиполовинная — «heft themimeres»).
С оного | дня | || | как | воздвигшие | брань | || | воспылали | враждою... |
Ú UU | | Ú | || | U | U| Ú UU | | Ú | || | U U|Ú U | U| ÚU |
Здесь тоже налицо контраст, противопоставление: первой части дактилического «нисходящего» ритма —
С | оного | дня, — |
Ú UU | | Ú |
как | воздвигшие | брань | || | воспылали | враждою...29 |
U | U Ú UU | Ú | || | U UÚ U | U ÚU |
Таким образом, шесть стоп гекзаметра делятся цезурами или на две группы по три стопы, или на три группы по двеИ«стопы». Чередование стихов этих двух типов производит прекрасный ритмический эффект и создает разнообразие в движении гекзаметра. Этот эффект можно услышать, например, в следующем отрывке, где нечетные стихи состоят из трех частей (в первом стихе — не очень отчетливо), а четные — из двух, причем разнообразно меняются мужские и женские окончания клаузулы во всех цезурах.
Царь Ахиллес! || возвестить повелел ты, || любимец Зевеса.
Праведный гнев Аполлона, || далеко разящего бога,
Я возвещу, || но и ты согласись, || поклянись мне, что верно
Сам ты меня защитить || и словами готов, и руками.
Так цезуры придают разнообразие, оживляют даже чисто дактилический (как в данном примере) гекзаметр.
Все эти цезуры, сечения приходятся непременно внутри стопы, никогда не совпадают с концом стопы. От стопы в следующую группу (полустишие илиЉ«третьестишие») всегда отсекается часть — один или два безударных (в античном стихе коротких) слога. Иначе цезура не создает необходимого в этом стихе контраста нисходяще-восходящего движения. В античном гекзаметре это положение почти не знает исключения и у Гомера, и у латинских поэтов. Стихи, разделенные цезурой на два одинаково дактилических, нисходящих отрезка, считались всегда вялыми, нарушающими основное внутреннее напряжение, характеризующее античный гекзаметр.
У немецких поэтов, пишущих гекзаметром, мы находим то же положение, за небольшими исключениями.
Русские поэты — Гнедич, Жуковский — с этим правилом считались очень мало, и в их гекзаметрах часто встречаются стихи с цезурой, совпадающей с концом стопы, мало похожие на обычный гекзаметр. НапримерІ у Гнедича:
Все | изъявили | согласие | || | криком | всеобщим | Ахейцы... |
Ú | U U|Ú U | U| ÚUU | || | Ú U | U|Ú U | U|Ú U |
Только | царя | Агамемнона | || | было не | любо | сердцу... |
Ú U | U|Ú | U U|Ú UU | || | Ú U|Ú | U U| | Ú U |
Грозный, | который | Ахеянам | || | тысячи | бедствий | содеял. |
Ú U | U |Ú U | U|ÚU U | || | Ú U U| | Ú U | U| ÚU |
Жуковский даже как-то особенно любил такое деление стиха на два одинаковых по форме полустишия. У него встречаются даже особые подчеркивания этой одинаковости путем параллелизма синтаксического строениЧ обоих полустиший или даже рифмы, соединяющей конец стиха и полустишия:
Если ж толь сильно желание || слышать о наших страданьях...
Если мы можем говорить об известном дефекте гекзаметра Гнедича, о его неуменье или нежелании передать характернейшую особенность внутреннего строения стиха оригинала, то у Жуковского, особенно в оригинальных стихотворениях или переводах не античных стихотворений, перед нами просто резкое видоизменение строя гекзаметра, в сущности, даже другой стих, только в некоторых отношениях приближающийся к античному гекзаметру.
Здесь не место подробно говорить о строении гекзаметра у Жуковского. Отметим только некоторые образцы той удивительной свободы, с какой обращается Жуковский с этим размером, абсолютно игнорируя строгие традиционные античные формы. Кому могло бы прийти в голову, что следующие почти раешного стиля рифмованные короткие стихи включены Жуковским в размер гекзаметра?
Жил Мурлыка,
Был Мурлыка
Кот сибирский,|
Рост богатырский,
Сизая шкурка,
Усы, как у турка;|
Был он бешен,
На краже помешан,
За то и повешен...
Это стихи из «Войны мышей и лягушек», сказки, написанной в общем правильным гекзаметром. И эти стихи формально входят в размер, то есть образуют шестистопный дактиль, в котором отдельные дактили «заменены хореем».
Жил | Мурлыка, | был | Мурлыка | кот | сибирский | (спондеический гекзаметр). |
Ú | U Ú U | Ú | U Ú U | Ú | U Ú U |
Рост | богатырский, | сизая | шкурка, | усы, | как | у | турка... |
Ú | U U Ú U | Ú UU | Ú U | U Ú | U | U | Ú U |
Так же, чисто формально, без внешнего нарушения числа и характера стоп, включает Жуковский в свои гекзаметрические произведения фрагменты совершенно иных размеров. Так, вќ«Ундине» мы находим ряд песен (иногда рифмованных), вставленных в текст поэмы:
В душной долине волна
Печально трепещет и бьется;|
Влившися в море, она
Из моря назад не польется...
(Гл. III)
Здесь каждые два стиха образуют одну «гекзаметрическую» строчку.
Двустишие:
«Поцелуйся со мной,
Пастушок дорогой!»
— вставлено в середину длинного стиха:
...голос осиплый
Взвыл; «Поцелуйся со мной, Пастушок дорогой!» Приведенный
В ужас, кинулся рыцарь назад...
(Гл. XIV)
Ср. также в конце IX главы такие прихотливые по ритму стихи:
Ты смелый рыцарь,
Ты бодрый | рыцарь,
Я силен, могуч;
Я быстр и гремуч;
Не сердиты|
Волны мои,
Но люби ты,
Как очи свои,
Молодую, |
Рыцарь, жену,
Как живую
Люблю я волну...
В начале XI главы:
Солнце сияет;
Море спокойно;
К брегу с любовью |
Воды теснятся.
Что на душистой
Зелени брега |
Светится, блещет?
и т. д.
(довольно длинное стихотворение). Там же:
Мать тоскует.
Бродит, кличет —
Нет ей ответа.|
Ищет, ищет,
Что ж находит?
Дом опустелый. |
О, как мрачен,
Как ужасен
Дом опустелый,|
Где дотоле
Днем и ночью
Мать в упоенье |
Целовала,
Миловала
Дочку родную ! |
и т. д.
(еще шесть трехстиший).
Такие же случаи встречаются в поэме «Наль и Дамаянти». Например:
Боги бессмертные,
Боги святые!|
Мною избранного,
Сердцем желанного
Мне покажите.|
и т. д.
(Гл. II)
Или:
Где, светлоокая,
Ты, одинокая,
Странствуешь ныне?!|
Зноем и холодом,
Жаждой и голодом
В дикой пустыне |
Ты, изнуренная,
Ты, обнаженная,
Вдовствуя, бродишь. |
Где утешение,
В чем утоление
Скорби находишь?|
(Гл. VII)
Или:
В бедности, в горести,
Терпят безропотно,
С верой смиренной |
Неба достойные,
Долгу супружества
Верные жены...|
и т. д.
(Гл. VIII)
И это все — гекзаметры!
Таким образом, у Жуковского гекзаметр мало-помалу совершенно утерял свой традиционный античный характер, каким он является и у Гнедича и у Дельвига, и превратился в своеобразный, ему только свойственныйР богатый ритмическими вариантами повествовательный и лирический размер.
Гекзаметр Пушкина в этом отношении представляет собой резкую противоположность гекзаметру Жуковского.